Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
Настоящее имя – Жан Батист Поклен. Один из величайших комедиографов в мировой литературе.
Родился в Париже. Отец, придворный обойщик и камердинер, смог обеспечить сыну прекрасное образование. Жан Батист выбрал профессию актёра и сменил настоящее имя на псевдоним Мольер. В составе бродячей труппы он 13 лет странствовал по французской провинции, пополняя репертуар труппы собственными фарсовыми сценариями.
24 октября 1658 года состоялось выступление труппы в Луврском дворце в присутствии Людовика 14. после этого он им предоставил помещение для придворного театра «Пти-Бурбон», что значит блистательный театр.
Первая пьеса Мольера в Париже – одноактная комедия-фарс «Смешные жеманницы» (1659). Она пародирует размножившиеся при Людовике 14 салоны. Большая часть их отличалась вычурным тоном, жеманством и пустозвонством. Враги Мольера добились 2-недельного запрета на комедию, но не смогли навредить таланту, и после снятия запрета она шла с удвоенным успехом.
Далее он пишет 2 социально-политические комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жён» (1662). В них он ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Пьесы вызвали нападки со стороны сторонников классической комедии. На них Мольер отозвался пьесами «Критика на школу жён» (1663) и «Версальский экспромт» (1663). В них он изложил собственные взгляды на сущность театра и задачи комедии. Он придумывает жанр комедии-балета, в котором комические сцены служат обрамлением отдельных танцевальных выходов. Назовём комедии-балеты: «Несносные» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элидская» (1664). Самая известная – «Мещанин во дворянстве» (1670).
Комедия «Мнимый больной» написана уже смертельно больным драматургом, но это одна из самых жизнерадостных его пьес.
По приказу парижского архиепископа Мольера, как нераскаявшегося грешника, собирались похоронить за оградой кладбища. Исповедник пришёл уже после его смерти. Только после вмешательства короля тело драматурга было погребено по христианскому обряду.
Мольер полностью реформировал французскую комедию, создал комедию интриги, в которой источником смешного служат разнообразные бытовые ситуации и человеческие пороки. В его комедиях перед нами предстаёт широкая панорама, где мы видим все классы общества и все типы этих классов.
«Мещанин во дворянстве» (1671).
По жанру – комедия-балет. Развивает тему о смехотворности положения мужлана-буржуа, который мечтает проникнуть в дворянское общество.
Буржуа – класс предпринимателей, собственников капитала.
Дворянство – сословие светских землевладельцев, обладающих наследственными привилегиями.
Вариант 1.
1. Раскройте характеры госпожи Журден и Люсиль.
2. Действие 1, явление 2. Перечитайте диалог Журдена с лакеями. Ради чего он поспешил перед своими учителями?
3. Действие 3, явление 9. На чём основан комический эффект этой сцены?
4. Проследите за тем, как Мольер постепенно раскрывает характер графа Доранта.
Вариант 2.
1. Раскройте характеры Ковьеля и маркизы Доримены.
2. Действие 2, явление 6. С какой целью Мольер ввёл в комедию эту сцену? Найдите реплику Журдена, которая показывает, что ему свойственна кичливость.
3. Действие 3, явление 12. О каком качестве Клеонта можно судить на основании его рассказа о себе?
4. Покажите, как мир Журдена становится всё более иллюзорным.
Литература 18 века.
Просвещение – идейное движение XVIII века. Национальные варианты Просвещения. Основные литературные жанры.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.