logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)

Настоящее имя – Жан Батист Поклен. Один из величайших комедиографов в мировой литературе.

Родился в Париже. Отец, придворный обойщик и камердинер, смог обеспечить сыну прекрасное образование. Жан Батист выбрал профессию актёра и сменил настоящее имя на псевдоним Мольер. В составе бродячей труппы он 13 лет странствовал по французской провинции, пополняя репертуар труппы собственными фарсовыми сценариями.

24 октября 1658 года состоялось выступление труппы в Луврском дворце в присутствии Людовика 14. после этого он им предоставил помещение для придворного театра «Пти-Бурбон», что значит блистательный театр.

Первая пьеса Мольера в Париже – одноактная комедия-фарс «Смешные жеманницы» (1659). Она пародирует размножившиеся при Людовике 14 салоны. Большая часть их отличалась вычурным тоном, жеманством и пустозвонством. Враги Мольера добились 2-недельного запрета на комедию, но не смогли навредить таланту, и после снятия запрета она шла с удвоенным успехом.

Далее он пишет 2 социально-политические комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жён» (1662). В них он ставит вопросы любви, брака, отношения к женщине и устроения семьи. Пьесы вызвали нападки со стороны сторонников классической комедии. На них Мольер отозвался пьесами «Критика на школу жён» (1663) и «Версальский экспромт» (1663). В них он изложил собственные взгляды на сущность театра и задачи комедии. Он придумывает жанр комедии-балета, в котором комические сцены служат обрамлением отдельных танцевальных выходов. Назовём комедии-балеты: «Несносные» (1661), «Брак поневоле» (1664), «Принцесса Элидская» (1664). Самая известная – «Мещанин во дворянстве» (1670).

Комедия «Мнимый больной» написана уже смертельно больным драматургом, но это одна из самых жизнерадостных его пьес.

По приказу парижского архиепископа Мольера, как нераскаявшегося грешника, собирались похоронить за оградой кладбища. Исповедник пришёл уже после его смерти. Только после вмешательства короля тело драматурга было погребено по христианскому обряду.

Мольер полностью реформировал французскую комедию, создал комедию интриги, в которой источником смешного служат разнообразные бытовые ситуации и человеческие пороки. В его комедиях перед нами предстаёт широкая панорама, где мы видим все классы общества и все типы этих классов.

«Мещанин во дворянстве» (1671).

По жанру – комедия-балет. Развивает тему о смехотворности положения мужлана-буржуа, который мечтает проникнуть в дворянское общество.

Буржуа – класс предпринимателей, собственников капитала.

Дворянство – сословие светских землевладельцев, обладающих наследственными привилегиями.

Вариант 1.

1. Раскройте характеры госпожи Журден и Люсиль.

2. Действие 1, явление 2. Перечитайте диалог Журдена с лакеями. Ради чего он поспешил перед своими учителями?

3. Действие 3, явление 9. На чём основан комический эффект этой сцены?

4. Проследите за тем, как Мольер постепенно раскрывает характер графа Доранта.

Вариант 2.

1. Раскройте характеры Ковьеля и маркизы Доримены.

2. Действие 2, явление 6. С какой целью Мольер ввёл в комедию эту сцену? Найдите реплику Журдена, которая показывает, что ему свойственна кичливость.

3. Действие 3, явление 12. О каком качестве Клеонта можно судить на основании его рассказа о себе?

4. Покажите, как мир Журдена становится всё более иллюзорным.

Литература 18 века.

Просвещение – идейное движение XVIII века. Национальные варианты Просвещения. Основные литературные жанры.