Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
Чтобы понять это, надо прежде всего вспомнить, что миф и сказка - не одно и то же. Сказка - всегда заведомый вымысел, а миф - всегда правда. Миф представляет собой вполне определённую картину окружающего мира и определённую систему взглядов на жизнь. Любой народ, любая эпоха по-своему пытаются объяснить окружающий мир, смысл жизни, выработать некую иерархию ценностей,- и создают свою мифологию (хотя термин этот в данном случае, может быть, и не совсем удачен). Мифология же иногда бывает более рационалистична, иногда - менее, но во всех случаях она содержит помимо рационального также и поэтический элемент. В египетской же мифологии поэтичность доминирует. И вполне естественно, что в поэзии небо может быть одновременно и рекой, и крыльями птицы, и женщиной, и коровой. Это - символы, поэтические определения неба.
Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе, поскольку все представления принимались как правомерные одними и теми же теологами,- отмечает Р. Антес.- Более того, поскольку у египтян было столько же здравого смысла, сколько и у нас, мы можем с уверенностью сделать заключение, что никто, кроме, возможно, самых наивных, . не воспринимал комбинированное изображение Небесной Коровы в буквальном смысле. Это заключение подтверждается тем фактом, что в тех же царских гробницах, построенных около 1300 г. до н. э., существуют и другие изображения неба. Всякий, кто стал бы искать в этих изображениях передачу действительной формы неба, мог бы лишь совершенно запутаться. Следовательно, они должны были служить только символами неба. Разбираемая нами картина - художественное сочетание символов, каждый из которых отражает небо и небеса. Нет сомнений, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. Э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить их в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение-.
Понять другую историческую эпоху, чужой образ мышления легче, если удаётся понять, какими чувствами были вызваны поступки людей той эпохи. Многие их поступки сейчас кажутся вопиюще нелепыми,- но аналоги таким поступкам почти всегда есть в нашем поведении - психологические аналоги: сравнивать нужно не внешние действия, а чувственные побуждения, которыми поступок вызван. В XVH веке в Испании сельчане всей деревней высекли плетьми колокол (плохо звонил); то же самое сделали в Угличе после гибели царевича Дмитрия. Мы снисходительно усмехаемся над этим, объясняем это невежеством и наивностью, однако сами, споткнувшись о корягу, с досады пинаем её ногой; бьём посуду во время семейных ссор; кропотливо мастерим что-нибудь, но никак не получается, терпения больше нет - и швыряем изделие об стену; и эти поступки, с точки зрения здравого смысла совершенно нелепые, всем кажутся естественными. Египтяне приносили пищу к гробницам - мы при носим на могилы цветы. Египтяне воспринимали мистерии не как изображения мифологических событий, а как сами события, происходящие в действительности, и, хоть зная наперёд сценарий, тем не менее с волнением ждали, победит ли бог Солнца (фараон) своего врага - гигантского змея (раскрашенный канат из пальмового волокна), изрубит ли. он его мечом - но это просто «эффект присутствия. в искусстве: мы с неослабевающей эмоциональной отдачей по многу раз перечитываем любимый роман и волнуемся за героя, хоть и знаем фабулу; смотрим фильм, забывая, что Петра 1 играет актёр: для нас он - сам Петр 1, как для египтянина жрец в маске шакала становился на время погребальной мистерии самим богом Анубисом. Египтяне знали несколько взаимоисключающих сказаний о происхождении мира и верили одновременно во все; противоречия между сказаниями не заставляли их усомниться в том, что мир сотворили боги - но ведь сейчас учёные тоже выдвигают множество взаимоисключающих гипотез о происхождении вселенной, и никто на этом основании не отрицает астрономию как науку.
Литература по теме:
Основная:
1. В.М. Раков. Мифология Древнего Египта. М., 2006.
Дополнительная:
1. Н.А. Чистякова. Вопросы египетской литературы. М., 2005.
2. А.И. Доватур. Боги Древнего Египта. М., 2006.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.