logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.

Чтобы понять это, надо прежде всего вспомнить, что миф и сказка - не одно и то же. Сказка - всегда заведомый вымысел, а миф - всегда правда. Миф представляет собой вполне определённую картину окружающего мира и определённую систему взглядов на жизнь. Любой народ, любая эпоха по-своему пытаются объяснить окружающий мир, смысл жизни, выработать некую иерархию ценностей,- и создают свою мифологию (хотя термин этот в данном случае, может быть, и не совсем удачен). Мифология же иногда бывает более рационалистична, иногда - менее, но во всех случаях она содержит помимо рационального также и поэтический элемент. В египетской же мифологии поэтичность доминирует. И вполне естественно, что в поэзии небо может быть одновременно и рекой, и крыльями птицы, и женщиной, и коровой. Это - символы, поэтические определения неба.

Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе, поскольку все представления принимались как правомерные одними и теми же теологами,- отмечает Р. Антес.- Более того, поскольку у египтян было столько же здравого смысла, сколько и у нас, мы можем с уверенностью сделать заключение, что никто, кроме, возможно, самых наивных, . не воспринимал комбинированное изображение Небесной Коровы в буквальном смысле. Это заключение подтверждается тем фактом, что в тех же царских гробницах, построенных около 1300 г. до н. э., существуют и другие изображения неба. Всякий, кто стал бы искать в этих изображениях передачу действительной формы неба, мог бы лишь совершенно запутаться. Следовательно, они должны были служить только символами неба. Разбираемая нами картина - художественное сочетание символов, каждый из которых отражает небо и небеса. Нет сомнений, что в самом начале их истории, около 3000 г. до н. Э., египтяне понимали, что идею неба нельзя постичь непосредственно разумом и чувственным опытом. Они сознательно пользовались символами для того, чтобы объяснить их в категориях, понятных людям их времени. Но поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает, увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение-.

Понять другую историческую эпоху, чужой образ мышления легче, если удаётся понять, какими чувствами были вызваны поступки людей той эпохи. Многие их поступки сейчас кажутся вопиюще нелепыми,- но аналоги таким поступкам почти всегда есть в нашем поведении - психологические аналоги: сравнивать нужно не внешние действия, а чувственные побуждения, которыми поступок вызван. В XVH веке в Испании сельчане всей деревней высекли плетьми колокол (плохо звонил); то же самое сделали в Угличе после гибели царевича Дмитрия. Мы снисходительно усмехаемся над этим, объясняем это невежеством и наивностью, однако сами, споткнувшись о корягу, с досады пинаем её ногой; бьём посуду во время семейных ссор; кропотливо мастерим что-нибудь, но никак не получается, терпения больше нет - и швыряем изделие об стену; и эти поступки, с точки зрения здравого смысла совершенно нелепые, всем кажутся естественными. Египтяне приносили пищу к гробницам - мы при носим на могилы цветы. Египтяне воспринимали мистерии не как изображения мифологических событий, а как сами события, происходящие в действительности, и, хоть зная наперёд сценарий, тем не менее с волнением ждали, победит ли бог Солнца (фараон) своего врага - гигантского змея (раскрашенный канат из пальмового волокна), изрубит ли. он его мечом - но это просто «эффект присутствия. в искусстве: мы с неослабевающей эмоциональной отдачей по многу раз перечитываем любимый роман и волнуемся за героя, хоть и знаем фабулу; смотрим фильм, забывая, что Петра 1 играет актёр: для нас он - сам Петр 1, как для египтянина жрец в маске шакала становился на время погребальной мистерии самим богом Анубисом. Египтяне знали несколько взаимоисключающих сказаний о происхождении мира и верили одновременно во все; противоречия между сказаниями не заставляли их усомниться в том, что мир сотворили боги - но ведь сейчас учёные тоже выдвигают множество взаимоисключающих гипотез о происхождении вселенной, и никто на этом основании не отрицает астрономию как науку.

Литература по теме:

Основная:

1. В.М. Раков. Мифология Древнего Египта. М., 2006.

Дополнительная:

1. Н.А. Чистякова. Вопросы египетской литературы. М., 2005.

2. А.И. Доватур. Боги Древнего Египта. М., 2006.