logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 3. Изменение представлений о богах.

Как с течением времени изменялись представления о божествах, лучше проследить на конкретном примере.

Верховного бога своего пантеона, бога Солнца Ра, египтяне изображали в виде человека с головой сокола, увенчанной золотым солнечным диском. Культ этого божества окончательно сложился в период правления фараонов IV-V династий, за две тысячи лет до века Перикла в Древней Греции. Наряду с культом Ра существовал также культ богини Солнца Мафдет - самки гепарда. Ещё раньше, в додинастическую эпоху, жители нильского побережья чтили других солнечных богов - Хора и Вера. Хор - это сокол, с распростёртыми крыльями летящий сквозь мировое пространство; его глаза - Солнце и Луна; в зависимости от направления полёта божества меняются время суток и времена года. В отличие от Хора, Вер был не богом Солнца, а богом неба и света,- но поскольку и его, как Хора, изображали таким же солнечноглазым соколом, образы этих двух богов в мифологии часто сливались воедино.

С ростом популярности Ра увеличивалась и его религиозная значимость: бог Солнца сделался верховным, первостепенным богом. Мыслить солнечный диск как всего-навсего глаз какого-то другого, более могущественного божества, стало уже нельзя. Образ Хора - в основном благодаря творчеству теологов- распался на несколько ипостасей: Хармахис, Хорахте и некоторые другие. Однако первоначальный образ Хора-сокола по традиции всё ещё продолжал существовать, так же, как всё ещё бытовал в народных представлениях образ Вера-сокола. Одна из ипостасей Хора постепенно отождествлялась с Вером, в результате чего возникло новое божество - Харвер (Великий Хор.).

Примерно в это же время с Ра стал отождествляться древний солярный бог Хепри, отныне Хепри фигурирует как ипостась Ра - молодой Ра., бог восходящего Солнца. С солнечным культом связывались теперь целых четыре бога: помимо Ра и Хепри, сюда также добавились две ипостаси Хора - Хорахте и Хармахис (ибо сами их имена подразумевают .обитателя небосклона., т. е. Солнце). Поэтому Хармахис и Хорахте стали ипостасями Ра. Богиня-гепард Мафдет была вытеснена на третьестепенный план, однако её образ оказал влияние на иконографию солнечного бога: Ра стали иногда изображать в виде кота. Приведённое описание очень упрощено: в действительности ипостасей Хора, а также богов, исторический генезис или иконография которых восходят к представлениям о солнечном соколе, насчитывается больше 20-ти.

Самой частой причиной отождествления богов друг с другом было стремление провинциального жречества придать культу своего местного, локального божества больший удельный вес, большую значимость в общегосударственной религии. Отождествляясь с каким-нибудь общеизвестным, почитаемым во всех номах Египта богом, провинциальный бог становился его ипостасью. Так, Анджети, культовый центр которого находился в Бусирисе, где этого бога чтили как покровителя нома, был в определённый момент отождествлён с Осирисом и образовалась ипостась Осирис - Анджети. В конце XI - начале ХН династии, после выдвижения города Фив как новой столицы и, следовательно, ведущего религиозного центра государства, фиванский бог Амб должен был занять главное место в пантеоне. Однако в стране к этому времени слишком устоялось верховенство бога Солнца, культ его как главного бога имел слишком давнюю традицию и глубокие корни. Поэтому длительное время сосуществовали две тенденции, но потом произошло их слияние, в результате которого появился новый бог Амон-Ра; при этом и Ра, и Амон продолжали существовать и как «самостоятельные» боги.

Примечательно, что переплетение культов двух богов далеко не всегда влекло за собой логичное, казалось бы, их отождествление. В период правления фараонов XI династии местный бог Фив Монту был чрезвычайно популярен, фигурировал в теологии даже как одна из ипостасей самого Ра: считался «живой душой солярного бога. Но с выдвижением фиванского Амона Монту не отождествился с ним, как следовало бы ожидать, а, несмотря на свою популярность, был вытеснен Амоном и оставался второстепенным, локальным божеством вплоть до нового расцвета своего культа (XVIII-XX династии).

В процессе изменения народных представлений о божествах важнейшую роль играли созвучия имён. Как читатель узнает из последующего изложения, имени (и вообще любым произнесённым вслух или записанным на папирусе словам) египтяне придавали сакральное значение. В коллекции Эрмитажа есть статуэтка, изображающая (предположительно) фараона ХН династии Сенусерта, на которой выбито имя Рамсеса 11 (XIX династия). В эпоху Рамсеса 11, обожествлённого при жизни, было узурпировано множество статуй, увековечивавших прежних владык. Внешнему сходству в таких случаях значения не придавалось: всё определяло имя.

Не следует, однако, думать, будто религиозные концепции изменялись исключительно сознательной волей жрецов, якобы представлявших собою касту идеологов, эксплуатирующих неразвитое сознание народа. Процесс изменения мифолого-религиозных представлений в своей основе был объективным историческим процессом. В стране Нила, как нигде, культивировались древность и обычай, поэтому, если реформа какого-либо мировоззренческого аспекта насаждалась чересчур искусственно, она в большинстве случаев терпела фиаско. Что же касается искусственного боготворчества. египетских жрецов, подавляющее большинство богословских выкладок, несмотря на их умозрительность, зиждилось на вере в богов, а не на идеологической заинтересованности, предполагающей сознательный обман. Парадокса в этом нет - история знает множество аналогов. Отцы христианской церкви тоже умозрительно канонизировали евангельские тексты и устанавливали правила иконописи; и основатели целых религиозных течений (как, например, Лютер), и Августин - все они были людьми верующими, однако это не мешало им осмысливать и видоизменять религиозные постулаты.

Египтянам казалось совершенно естественным отождествлять богов - и не только богов, но даже и людей с богами. Мистерии (обрядовые театрализованные действа на мифологические сюжеты) воспринимались ими не как изображения мифологических событий, а как сами события, где действующими лицами. являются сами боги. Когда бальзамировщик во время мумификации трупа надевал маску шакалоголового бога Анубиса, он считался самим Анубисом до тех пор, покуда маска была на нём. Умерший египтянин становился богом загробного царства Осирисом,- к его имени автоматически добавлял ось имя Осирис. Во время похорон плакальщицы считались богинями Исидой и Нефтидой - сёстрами Осириса, а сын покойного - сыном Осириса богом Хором. Существует миф, согласно которому Ра однажды был ужален ядовитой змеей и вылечился с помощью магических заклинаний. Поэтому, если кого-нибудь кусала змея, лекарь читал заклинания и тем самым отождествлял пострадавшего с богом Ра. Злой демон, по наущению которого действовала змея, имел дело уже не с простым смертным, а с божеством, и как некогда исцелился сам верховный бог, так же должен был исцелиться пострадавший.

Если возникновение взаимоисключающих представлений об одном божестве и их синхронное существование в разных регионах исторически объясняется сравнительно легко, то гораздо сложней понять, как эти взаимоисключающие представления могли уживаться в сознании одного и того же человека. Иными словами, как древнему египтянину удавалось верить сразу в несколько отрицающих друг друга положений.

Что такое, например, Солнце? Это золотой телёнок. Его рождает по утрам, принимая облик коровы, богиня неба Нут. За день телёнок взрослеет, становится быком; бык этот- воплощение Ра. Вечером бык совокупляется с коровой Нут; после этого Нут проглатывает солнечного быка, а утром рождает опять. Ра воскресает в своём сыне. В то же время Солнце - это не телёнок, а золотой диск.

Хепри в облике жука-скарабея катит его по небу до зенита и передаёт Ра. Бог Солнца перевозит диск в Ладье Вечности (дословно: Ладья Миллионов Лет-) на запад и там отдает его богу Атуму, который, в свою очередь, опускает диск за горизонт. Ночью Солнце по водам подземной реки, протекающей через Загробное Царство, перевозят обратно на восток.

А что такое небо? Это и река, по которой плывёт Ладья Вечности, и крылья коршуна, и тело богини Нут (когда Нут мыслится женщиной), и eё живот (когда богиня принимает облик коровы). Эти разноречивые мифологические образы возникли в разные периоды истории древнего Египта, но в сознании египтян они потом сосуществовали все одновременно.