Вопрос 4. Литература Германии.
Бертольт Брехт (1898-1956) вошёл в историю немецкой литературы как оригинальный поэт и прозаик, острый полемист, теоретик искусства. Но своей мировой славой он обязан театру. в годы антифашистской эмиграции Брехт создаёт наиболее значительные драмы. Среди них особой популярностью пользуется «Мамаша Кураж и её дети» (1938), в которой черты исторического колорита намечены ярче, чем в других его произведениях. Перед нами Германия 17 века, в эпоху одной из самых тяжёлых войн в её истории – Тридцатилетней войны (1618-1648). Анна Фирлинг, прозванная матушкой Кураж, - маркитантка. Она бойко торгует любыми товарами, которые попадаются ей в руки. Подчас она даже спекулирует оружием и боеприпасами. Чем сильнее в стране хаос, тем больше выгоды для себя извлекает Кураж. Война приносит ей доход, и по ходу действия становится совершенно ясно, что её прибыли ничтожны в сравнении с теми, что достаются людям, сидящим повыше и по-настоящему ответственным за всю войну.
События разворачиваются одно за другим. Кураж неизменно расчётливо и деловито ведёт свои операции. Погибают её сыновья, погибает дочь, она остаётся одна, но и в финале тащит за собой свой фургон с товарами. Брехт не показывает никакого просветления героини. Она ничему не научилась. «Кураж до конца верит в войну», - поясняет Брехт в своих примечаниях к пьесе. В этом трагизм пьесы. Ещё он писал: «Наблюдатели катастрофы заблуждаются, если думают, что потерпевшие извлекут из неё урок. До тех пор, пока массы являются объектом политики, они рассматривают всё, что с ними приключается, не как опыт, а как судьбу; катастрофы ничему их не учат – подопытный кролик никогда не поймёт биологии».
Брехт в этой драме не только раскрывает преступный смысл несправедливых войн, ведущихся в корыстных целях верхушки общества (будь это феодалы или монополисты), но и ставит вопрос об ответственности за судьбы страны. Брехт не стремится к созданию на первом плане героических характеров. Но в драме «Мамаша Кураж и её дети» есть примечательная сцена. Перед нами немая Катрин, дочь маркитантки, униженное, бессловесное существо. Однако в минуту опасности, угрожающей городу Галле, она взбирается на крышу и поднимает тревогу барабанным боем. Солдаты убивают её, но она успевает предупредить жителей города о готовящемся на них нападении. В этом неожиданном душевном взлёте немой Катрин как бы прорывается униженное и подавленное сознание народа.
Литература по теме:
Основная:
1. З.Т. Гражданская. Обзор литературы 20 века. М., 2005.
Дополнительная:
1. Д.В. Затонский. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 2005.
2. Б.Л. Сучков. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. М., 2006.
3. Л.Г. Андреев. Марсель Пруст. М., 2006.
4. Л.Г. Андреев. Сюрреализм. М., 2005.
5. Н.С. Павлова. Типология немецкой драмы. М., 2006.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.