logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.

Характерной чертой Просвещения является своеобразное обожествление разума, который избирается в качестве единственного критерия при оценке всех явлении действительности. Свои взгляды просветители считали единственно правильными, разумными, отвергнув как неразумные все воззрения, унаследованные от прошлого. По их представлениям, вся предшествующая история человечества была цепью сплошных заблуждений. Особенно отрицательно они относились к средним векам, которые ими рассматривались только как эпоха нелепых предрассудков, феодальных изуверств и церковного мракобесия.

Просветители, не приняв феодальный режим, пытались умозрительным путем разработать основы нового разумного государственного и общественного строя, отвечающего естественным потребностям человека. По их мнению, достаточно людям разъяснить истину, и они могут договориться о том, какую форму общественного и государственного правления следует принять. Это была чисто идеалистическая точка зрения. Им казалось, что после крушения феодально-крепостнической системы в мире установятся на веки вечные идеальные, разумные общественные отношения. В действительности, мыслители XVIII столетия своей борьбой содействовали буржуазному прогрессу, утверждали буржуазный строй жизни.

Но иллюзорность воззрений просветителей имела и свою положительную сторону. Она питала их исторический оптимизм, безграничную веру во всемогущество человеческого разума, в силу слова и морального примера. Никогда после Возрождения не стоял так высоко авторитет человека, никогда так не прославлялись его возможности, как в эпоху Просвещения. Вся просветительная литература овеяна идеями гуманизма, пронизана пафосом утверждения человеческой мысли, добрых начал человеческой природы.

Основную задачу времени просветители видят в критике неразумных форм жизни, в распространении гуманных взглядов и понятий. Они твердо верят в то, что посеянные ими семена социальной справедливости дадут свои всходы, приведут к полному обновлению общества. В связи с этим литература и искусство ими рассматриваются прежде всего как трибуна для пропаганды просветительских идей, как средство идеологического воздействия.

В лучших образцах просветительского романа и просветительской драмы (в произведениях Свифта, Филдинга, Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше, Лессинга, Шиллера, Гёте и ряда других) подвергаются резкому обличению представители дворянских кругов и церкви, осуждается княжеский деспотизм и фанатизм церковников и в то же время создаются образы положительных героев, воплощающих в себе лучшие качества просвещенного человека, иногда рисуются картины утопической жизни, такой, какова она должна быть.

Следовательно, Просвещение включает в себя, с одной стороны, отрицание феодально-крепостнической системы, тех ее явлений, которые не выдерживают суда разума, а с другой — прославление разумной действительности, естественных человеческих отношений. Обе тенденции, выступая в различных сочетаниях, обычно так или иначе наличествуют в творчестве писателей просветительской направленности, но проявляются по-разному, в зависимости от факторов как объективного, так и субъективного порядка.