Вопрос 1. Возрождение во Франции.
Французское Возрождение не было временем стабильного и спокойного литературного расцвета, а отличалось сложным, динамичным и порой внутренне противоречивым развитием. 20-50-е годы традиционно считают периодом наивысшего подъёма ренессансной культуры во Франции.
Центральной фигурой французской культуры эпохи Возрождения является писатель, по мнению Ф. Шатобриана, «положивший начало французской словесности». Это Франсуа Рабле. Родился он в 1483 году, в 1500-1510 годах обучался в школе права в Бурже, Анжере или Пуатье и в 1511 г. стал послушником во францисканском монастыре Ла Бометт, недалеко от Анжера. Выбор монашества был сделан Франсуа сознательно, а не только под давлением родителей, как это обычно объясняют. Однако богословские науки всё-таки меньше привлекали будущего врача и писателя, чем изучение древних языков, чтение античных авторов, знакомство с сочинениями гуманистов. Поэтому, когда в 1520 г. Франсуа становится монахом-францисканцем, он охотно сближается с другим любителем гуманистической литературы – Пьером Лами и по его совету вступает в переписку со знаменитым французским гуманистом Гийомом Бюде. С 1528 г. Рабле выбирает удел так называемого секулярного (то есть живущего среди мирян) священника, и в этот период он приступает в Париже к изучению медицины. В сентябре 1530 г. он поступает в университет в Монпелье, и поскольку его медицинские познания к этому времени были весьма обширны, он уже в ноябре того же года получает степень бакалавра, а в 1537 г. защищает докторскую диссертацию. В течение 1531 г. он разрабатывает и читает курс лекций о Гиппократе и Галене, сопровождая их наглядными пояснениями на анатомированных трупах, а это было в ту пору свидетельством научной смелости и передовых взглядов. Со следующего года Рабле становится практикующим врачом в лионской больнице.
Внимание Рабле привлекает изданная весной 1532 г. народная книга «Великие и неоценимые хроники великого и огромного великана Гаргантюа». Увлечённый весёлой фантастикой этого сочинения, писатель решает написать его продолжение и уже осенью того же года на лионской ярмарке появляются «Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги достославного Пантагрюэля, сына великого гиганта Гаргантюа».
В 1534 г. Рабле, имевший уже репутацию опытного и умелого медика, приглашён будущим кардиналом. Епископом Жаном Дю Белле в качестве врача в его свиту и вместе с ним едет в Италию. В первую поездку Рабле посещает Рим и Флоренцию, изучает топографию Рима. Вернувшись во Францию, он вновь приступает к своим обязанностям госпитального врача и параллельно издаёт «Топографию античного Рима», ещё одно шуточное «Пантагрюэлево предсказание» на 1535 год и, возможно, новую книгу, которой была предназначена роль первой части романа – «Неоценимая жизнь великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля». В 1545 г. он добился привилегии на публикацию продолжения романа.
В 1553 г. Рабле умирает. Неизвестно, успел ли он дописать роман, поэтому последнюю, пятую часть его книги специалисты считают не полностью принадлежащей автору. По-видимому, её закончит по оставленным им наброскам кто-то из друзей-единомышленников, и она будет издана сначала частично, а потом полностью в 1562-1564 годах.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.