logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 3. Возрождение в Испании.

Мигель Сервантес Сааведра - величайший испанский писатель эпохи Возрождения. По происхождению – идальго, то есть представитель мелкого дворянства. Вел жизнь скитальца, переменив множество занятий: был кардинальным, солдатом, моряком (в одном из сражений потерял руку ), сборщиком налогов. Побывал в плену, а также – по несправедливому обвинению – в тюрьме.

Сервантес – автор нескольких пьес, новелл, лирических стихотворений, а также романов. Самым выдающимся его произведением является роман «Дон Кихот», написанный в конце жизни. Он был задуман как пародия на рыцарские романы ( в XVI веке в Испании появилось много произведений подобного рода, наполненных фантастическим событиями и часто нелепыми образами) , но получилось нечто несравненно большее. «Дон Кихот» - одно из тех произведений, содержание которых неисчерпаемо, а образ главного героя настолько многозначен, что полностью не разгадан и по сей день.

Фабула романа такова: бедный идальго Алонсо Кехана ( или Кихано) Добрый, начитавшись рыцарских романов, повредился умом и решил сделаться странствующим рыцарем. Он нашел себе доспехи (старые латы его предков), боевого коня (дряхлую клячу), оруженосца (местного крестьянина по имени Санчо Панса) и даму сердца ( скотницу Альдонсу), назвав ее Дульсинеей Тобосской. При этом он забыл свое имя и вообразил, что его зовут Дон Кихот Ламанчский. В сопровождении Санчо Пансы Дон Кихот отправился в странствие для свершения подвигов.

Надо сказать, что главная идея тех романов, которыми зачитывался Дон Кихот, при всей их нелепости, благородна и необычайно привлекательна: их герои – странствующие рыцари – всегда и везде защищают угнетенных и обиженных. Однако все, что происходит с Дон Кихотом, оказывается пародией на атрибутику рыцарских романов: он принимает постоялые дворы за замки, стадо овец за вражеские войска, ветряные мельницы за великанов. Почти все «подвиги» Дон Кихота оборачиваются либо против него самого ( чаще всего он оказывается нещадно избит),либо против тех, за кого он заступается, думая что служит Добру и Справедливости. После одной из несчастных схваток Санчо называет своего господина «Рыцарем печального образа», и с тех пор это прозвище становится вторым именем Дон Кихота.

О самом Санчо автор пишет, что «мозги у него были сильно набекрень», но это не совсем так. Санчо Панса действительно верит всему, что рассказывает Дон Кихот о волшебниках и великанах, он искренне надеется, что господин скоро сделает его губернатором какого-нибудь острова. Однако оруженосец, как и все прочие персонажи романа, трезво воспринимает окружающее и наделен изрядной долей здравого смысла.

Не смотря на все различия между Дон Кихотом и Санчо Пансой, сходства в них больше. Каждый из них по-своему добр, отзывчив, благороден и чист душою, каждый искренне верит в необходимость активной борьбы против Зла. Неистребимость этой веры – самое главное и самое поразительное качество Дон Кихота: никакие неудачи и поражения не могут сбить его с избранного пути. Только лишь перед смертью наступает просветление, Дон Кихот вновь осознает себя Алонсо Киханой Добрым и предает проклятию рыцарские романы. Однако если здравомыслящий Алонсо Кехано – самый обычный, заурядный человек, то Дон Кихот в своем безумии подлинно велик.

Литература к занятию:

Основная:

1. Б.П. Петрова. Литература эпохи Возрождения. М., 2005

Дополнительная:

1. О.Л. Мощанская. Хрестоматия по зарубежной литературе. М., 2004.

2. С.Д. Артамонов. Франсуа Рабле. М, 2005.

3. М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 2004.

4. Е.М. Евнина. Франсуа Рабле. М., 2005.

5. Э.И. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон Кихота». М., 2005.

К.Н. Державин. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 2004.