logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).

Повесть о Шемякином суде.

В 17 веке в литературе возникает новый, демократический жанр – сатирическая повесть. Появление этого жанра было связано с недовольством народа существовавшими порядками. Повести создавались в той среде, которая страдала от притеснения феодалов и церкви.

Основа сатирической повести – конфликт между бедняком и богачом, между неимущим, обездоленным человеком и судьёй-мздоимцем. Повесть рассказывает о судейских порядках, о корыстном судье Шемяке, имя которого стало в народе нарицательным. Она построена на нагромождении нелепых случайностей, которые усиливают сатирическую сторону образов. Повесть тесно связана со сказками о Шемяке.

Сочинения протопопа Аввакума.

Протопоп Аввакум (1621-1682) – глава раскольников, фанатически отстаивавший свои убеждения и погибший за это на костре. Он был талантливым, своеобразным писателем. Ему принадлежат «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», а также разные послания и челобитные.

«Житие» было написано Аввакумом в 1672-1673 годах во время заточения в Пустозёрске. «Житие» - первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором особенно ярко выразились тенденции к реализму. Описывая свою жизнь, Аввакум отказывается от традиционных схем. Это находит выражение в новом подходе к изображению человека, в обилии бытовых зарисовок, в пейзажных описаниях, в диалогах героев, а также в языке произведения с его просторечием и диалектизмами.

«Житие» Аввакума проникнуто духом борьбы. Автор страстно отстаивает свои убеждения, обличает врагов.

В «Книге бесед» полемическое рассуждение Аввакума об иконном писании направлено против новых реалистических исканий в искусстве 17 века, связанных с именами живописца Симона Ушакова и его единомышленника Иосифа Владимирова, автора трактата об искусстве. Упомянутые живописцы отстаивали новые принципы иконного писания, основанные на стремлении к жизненной правде и достоверности изображаемого. В частности, Симон Ушаков считал необходимым для живописца изучение анатомии человека; Иосиф Владимиров полагал, что лики на иконах нельзя писать по традиции: «зачаделыми», «темновидными», «мрачными и неподобными», они должны быть «световидными». Выступление Аввакума против реалистических тенденций в иконописи объясняется стремлением уберечь православную Русь от влияния католического запада.

Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают его творчество выдающимся явлением древней русской литературы.

Литература по теме:

Основная:

Н.К. Гудзий. Древнерусская литература. М., 2005.

Дополнительная:

1. И.П. Ерёмин. Художественная проза Киевской Руси. М., 2005.

2. Т.А. Сумникова. Послания Ивана Грозного. М., 2005.