logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.

Пишет рассказы с середины 60-х годов. Первая публикация (два рассказа) – в журнале «Аврора» (1972, № 7). С середины 70-х годов выступает и как драматург: «Два окошка: Пьеса-сказка» (1975), «Любовь» (1979), «Стакан воды» (1983), «Уроки музыки» (1983), «Три девушки в голубом» (1983), «Квартира Коломбины» (1985), «Чинзано», «Московский хор». Переводила прозу с туркменского языка. Издала собрание сочинений в 5 томах (Харьков: Фолио; М.:АСТ, 1996). Печаталась в журналах «Нева», «Синтаксис», «Столица», «Новый мир», «Апрель», «Знамя», «Октябрь», «Аврора», «Дружба народов», «Космополитен», «Эксперт», «Огонёк», «Крестьянка», «Звезда».

Спектакли по пьесам Петрушевской были поставлены на сцене Студенческого театра МГУ, московских театров им. Ленинского комсомола, драмы и комедии на Таганке, «Современник», МХАТ им. Чехова, петербургского Малого академического театра, Театра Европы и других, и ещё шли в Таллинне.

Писательница так намаялась в советское время, борясь за право писать так, как хочется, что потеряла веру в божественное происхождение человека и хочет донести, наконец, истинную правду о страшной женской доле до современных подростков.

Судя по поведению современных школьников и их отношению друг к другу, многие из них родились и выросли именно в таких вот изуродованных семьях, о которых пишет в своих новеллах-рассказах писательница. Скандалы, истерики, измены, разводы, рукоприкладство, ложь, обман и враньё, доводящие до умопомрачения и смерти (со множеством извращённых вариаций), - главный мотив и предмет творчества Петрушевской. Она выискивала только тяжкое и мрачное в человеческих отношениях. Вероятно, чтобы как-то скрасить все некрасивости своей прозы, которые, надо признаться, очень скоро утомляют и непредвзятого читателя, уже вышедшего из подросткового возраста, писательница часто использует литературные реминисценции. Например, в рассказе «Рассказчица» выведена юная героиня, которая всем желающим (и не желающим тоже) рассказывает о себе всю подноготную, не стыдясь никаких подробностей. Она со своей историей попала в рубрику «Вечная любовь».

Анализировать написанное довольно трудно не только потому, что она очень своеобразно усвоила наследие русской классической литературы, а прежде всего из-за мрачного однообразия той беспросветности, которая как будто доставляет удовольствие писательнице. Очень похожей на одну из своих героинь (сугубо в литературном плане, конечно), которая «болеет острой ненавистью труженицы и страдательницы к трутню, к тому предателю интересов семьи, хотя он каждый вечер возвращался в лоно этой семьи и брал на руки очередного маленького, но мать и этот жест трактовала как уловку, как подлый факт провинившегося кобеля…». И так далее, и всё в том же духе, без единого намёка на просвет, намёка на то, что и этот кобель, и эта страдалица, и их дети – твари Божьи. Может быть, всё это призыв Петрушевской к тому, чтобы люди остановились наконец и посмотрели открытыми глазами на то, что они творят?