logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.

Новое понимание искусства характерно прежде всего для живописцев, вступивших в 60-х годах в полемику с академическим искусством. Художники-импрессионисты, продолжая национальные традиции, стремились с наибольшей непосредственностью и искренностью воссоздать гармонию природы и сцены повседневной жизни. Они смело пользовались колористическими возможностями живописи, создавая поэмы на полотне, полные света, ликующие и как бы восполняющие недостаток поэзии в действительности.

В отличие от них натуралисты, выступавшие в 70-х годах преимущественно в литературе, стремились к документальному, научно-объективному отображению буржуазных отношений.

Развитие поэзии конца века представляет собой сложный процесс. В ней преодолеваются романтические влияния, ярче выступают реалистические черты, и, наконец, в 80-х годах в поэзии возобладал новый художественный метод – символизм.

Уже в творчестве Шарля Бодлера (182101867), автора сборника «Цветы зла» (1857), романтическое отображение действительности сочеталось с трезвым описанием пороков буржуазного общества. Во взгляде на мир, в понимании задач поэзии Бодлер выходил за рамки романтизма. Он осуществлял прорыв из мира романтических образов в мир реальности, во многом для него неприглядной. С горечью писал он о судьбе художника в буржуазном мире. Таково его стихотворение «Альбатрос».

Альбатрос – «птица Океана», - ради забавы пойманный матросами и грубо кинутый на палубу, предстаёт как трагический символ судьбы поэта:

Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам,

Стал таким он бессильным, нелепым, смешным!

Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,

Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.

Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

И ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе.

Эта острота восприятия мира, проявившаяся в поэзии Бодлера, была позже, в 70-х годах, воспринята Артюром Рембо (1854-1891). Он создал цикл реалистических стихов, резко обличительных, в которых бросил вызов буржуазному миру. Свидетель пролетарской коммуны 1871 года, Рембо пошёл дальше своего учителя, каким был для него Бодлер, создав политическую антибуржуазную поэзию («Париж заселяется вновь», «Руки Жан-Мари»). В его стихах о Коммуне зазвучал призыв к действию, подхваченный поэтами Франции 20 века.

Вместе с тем уже Бодлер, Рембо и Поль Верлен (1844-1896) предвосхитили поэтику символистов. Они широко обращались к форме поэтического иносказания. В отдельных стихотворениях Бодлер привлекал образы природы лишь как средство характеристики внутреннего мира человека. «Пейзажами души» можно назвать многие стихотворения Верлена из его сборника «Песни без слов» (1874).

Наряду с этим творчество Верлена перекликалось с живописью импрессионистов. В своих стихах он передавал определённое настроение духа, чувство тоски («Сердце тихо плачет…»). Не случайно во вступлении к «Песням без слов» Верлен пояснял, какой является его поэзия:

Это – желанье, томленье,

Страсти изнеможенье,

Шелест и шорох листов,

Ветра прикосновенье,

Это – в зелёном плетенье

Тоненький хор голосов.

Роль Верлена в поэзии связана с видоизменением классического, александрийского стиха, широким использованием элементов разговорной речи, с усилением в стихе эмоционального и музыкального начала.

Рембо, создатель бунтарской и метафорической поэзии, предвосхитил поиски новых поэтических обобщений, сближая по ассоциации образы и понятия в неожиданных сопоставлениях («Пьяный корабль», сонет «Гласные»).

Символизм, развиваясь в 80 – 90-х годах, в период политической реакции, в условиях, неблагоприятных для развития гражданской поэзии, проявился и в живописи, и в поэзии, и в театре.

Символисты видели в искусстве единственный выход для творческой активности личности. Они полемизировали с натуралистами, отказываясь сводить задачу художника к простому отражению фактов повседневной жизни. Они требовали максимальной концентрации образа, часто их интересовала затаённая, скрытая, недоступная познанию сторона того или иного явления.

В этот период получили распространение опасные идеи и настроения. Зазвучали мотивы разочарования, неверия, даже отчаяния и смерти. Эти настроения упадка послужили основой для особого рода философии – декадентской. Деятели декаданса выражали отвращение и презрение к буржуазному миру, но в то же время продекларировали отказ от борьбы с этим миром, а значит, объективно поддерживали его. Отдельные деятели искусства уходили в своём творчестве в узкий, личный мир, и самую личность изображали в её упадке и разрушении, где человеку, по их мнению, всё дозволено – аморализм, восхищение пороком, полная безответственность и беспринципность. Искусство, в котором содержалась проповедь такого отношения к жизни, сурово критиковали передовые писатели того времени – Мопассан и Роллан во Франции, Толстой и Чехов в России. Но сложность ситуации состояла в том, что и многие честные художники не избежали влияния декаданса. И среди символистов были такие, которые, растерявшись перед противоречиями действительности и не находя разгадки её особенностей, в поисках тайного смысла жизни придавали мистический характер своим произведениям.

Бельгийский символист, драматург Морис Метерлинк (1862-1949), известный у нас своей гуманистической пьесой-сказкой «Синяя птица» (1908), уже более 50 лет сохраняющейся в репертуаре МХАТа, вместе с тем создавал драмы, таинственные по колориту, проникнутые безысходным отчаянием.

Разумеется, идеи декаданса проявлялись не только в символизме. Они затронули своим влиянием и некоторых писателей, известных своими реалистическими произведениями, например, раннего Генриха Манна и Мопассана (в последние годы жизни), хотя он сам критиковал декадентов.