Вопрос 2. Структура романа.
Над книгой Рабле работал 20 лет. Здесь представлена вся панорама жизни Франции 16 века. Здесь есть всё: все слои общества, все занятия, все профессии, от королей до крестьян. И главное – смех. Рабле смеётся над трутнями-аристократами, монахами, тупыми судьями, бессмысленными учёными-схоластами, над королями, которые мечтают завоевать весь мир. Он громит всё старое, отжившее, всё, что мешает человеку вздохнуть свободно.
Не удивительно, что книга Рабле вызывала такую ярость – здесь досталось всем. Вот короли. О них писатель говорит устами Панурга: «Эти чёртовы короли здесь у нас на земле, - сущие ослы: ничего-то они не знают, ни на что не годны, только и умеют, что причинять зло несчастным подданным…» Рабле, конечно, не мог представить себе государство без короля, он верил в просвещённого монарха. Именно такими мудрыми, добрыми и образованными предстают у него старый Гаргантюа и его сын Пантагрюэль.
А вот судьи. «Я наудачу бросаю кости и решаю дело в пользу того, кому на счастье выпадет больше очков», - заявляет судья Бридуа, который исправно служил 40 лет и вынес тысячу приговоров.
Не забывает автор и о школьной системе, построенной на бессмысленной зубрёжке. В результате использования такого метода Гаргантюа за 13 лет выучил весь алфавит – от начала до конца и от конца до начала.
Но больше всего нападает Рабле на монахов. Монахами он населил остров Звонкий, и единственное, чем они там занимаются, - это бьют поклоны да звонят в колокола. Конечно, Рабле издевается не над религией как таковой, а над церковниками. Народ в те времена искренне верил в бога, но не мог же он не видеть, насколько дела «святых отцов» отличались от их слов. Они исповедовали бедность, а сами жили в роскоши, призывали к добру, а занимались неблаговидными делами. Поэтому основное оружие он направляет именно против католической церкви. Но ведь он сам был когда-то монахом и знал, что и среди них есть честные, хорошие люди. Вот почему один из его любимых героев, брат Жан Зубодробитель, тоже из тех, кто носит рясу. Но он совсем не похож на тех бездельников, над которыми смеётся Рабле: для него счастье – это труд. «Мастерю тетиву для арбалета, оттачиваю стрелы, плету сети…я никогда без дела не сижу», - говорит о себе Жан. Но когда на его родину напали, он, не размышляя, идёт на врага.
Брат Жан, невозмутимый учёнейший Пантагрюэль, старый мудрый Гаргантюа, Панург, остроумнейший насмешник и выдумщик и к тому же очень образованный человек – вот те герои, которых Рабле противопоставляет миру безделья, глупости, косности, нетерпимости.
Герои книги часто смеются, они даже хохочут. Смеётся вместе с ними и читатель. А Франсуа Рабле этого и добивался. Именно смех был тем оружием, которым он уничтожал своих врагов и своих преследователей. Смехом он боролся с невежеством и тупостью и утверждал новые светлые идеалы. И вовсе не потому, что не мог бороться иначе, другими способами, а потому что смех – достояние сильных, добрых и просвещённых людей.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.