Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
Родился в бедной семье в Ирландии в городе Дублине. Ирландия в то время была на положении колонии Англии. Его родители были английскими переселенцами, они бежали из Англии от революционного режима Кромвеля. Свифт получил богословское образование и в 1703 году получил место настоятеля Дублинского собора.
Из-за восстания в Ирландии он уезжает в Англию. Там он устроился секретарём к отставному дипломату и помогал ему в подготовке мемуаров. В имении дипломата он встретился с Эстер Джонсон, дочерью служанки. Она стала его женой до конца жизни, войдя в историю литературы под именем Стеллы. Поздние письма к ней составили изданный посмертно «Дневник для Стеллы».
Первым крупным художественным произведением была его сатира «Сказка о бочке» (1704). В ней под именем 3 братьев Свифт изобразил 3 существовавшие в то время в Англии христианские церкви: католическую, англиканскую, пуританскую. Свифт обнажает деятельность церковников.
Затем он пишет памфлеты. 1724 г. – «Письма суконщика» - о нуждах ирландского народа.
Свифт глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения и явился первым обличителем буржуазной Англии. Он пишет сатирический роман, в котором подвергает критике все достижения буржуазного общества. В 1726 году выходят первые 2 тома «Путешествий Гулливера». Главный герой – условный «средний человек», англичанин начала 18 века. Он получил естественное образование и с точностью описывает свои наблюдения и находки, но он не в силах дать им настоящую оценку.
Свифт пародирует популярные в то время романы-путешествия и ведёт героя в фантастические страны. Все фантастические ситуации у Свифта служат задаче глубоко реалистического изображения современной ему английской действительности.
В романе 4 части.
1. Путешествие к лилипутам. Лилипутия – это миниатюрная страна. Она предстаёт в неприглядном виде. Автор показывает борьбу политических партий, споры церковников, придворные нравы, законодательство и судопроизводство, внешнюю политику. В Лилипутии царят нелепые порядки – это доведённое до абсурда отражение установленной английской жизни. Нелепость подчёркивается карликовым ростом лилипутов и соответствующими измерениями окружающего их мира.
2. Путешествие в Бробдингнег. Гулливер пребывает в стране великанов. Здесь описывается идеальная патриархальная монархия с просвещённым королём во главе. В сравнении с этим миролюбивым, не знающим войн государстве, прошлое и настоящее Англии предстают как нескончаемая вереница мрачных картин. Гигантский рост жителей подчёркивает совершенство строя этой страны по отношению к Англии, житель которой, Гулливер, выглядит здесь карликом.
3. Путешествие на летающем острове Лапуте (острове Чародеев) и на земле Струльдбругов. Здесь в качестве идеала общественного устройства предстаёт Древний Рим времени республики. Когда для Гулливера собирают вместе сенат республиканского Рима и английский парламент, то первый представляется ему скоплением героев, а второй – компанией жуликов и проходимцев. В этой же части Свифт высмеивает лженауку, оторванную от жизни. Все мыслители и учёные показаны жалкими чудаками, они ничего не смыслят в жизни. Уже внешний вид этих учёных карикатурен: головы склонены направо или налево, один глаз глядит внутрь, другой – прямо вверх, одежда их украшена изображениями солнца, луны, звёзд. Во время обеда подаётся баранья лопатка в форме равностороннего треугольника, утки в форме скрипок, хлеб в форме геометрических фигур.
4. Путешествие к гуингмам. Эта часть показывает нам пребывание Гулливера в стране разумных и говорящих лошадей. Они живут патриархальной жизнью, общественное устройство у них подчинено принципу разумности, форма государственного строя – республика. Благородным лошадям прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом облике. Они воплощают в себе все пороки буржуазной цивилизации – жадность, стремление к наживе, безнравственность, отсутствие убеждений, зависть, трусливость. Обнаружив, что идеальное общественное устройство возможно лишь помимо человека, Гулливер отрекается от человечества и становится приживальщиком в конюшне.
Свифт не открывал новые страны, а возвращал читателя к поразительной реальности повседневной жизни. Он заставлял взглянуть на себя и окружающий мир новыми глазами и произвести трезвую нравственную самооценку. Свифт безжалостно критикует отрицательные явления буржуазного строя и в то же время он не видит выхода из сложившегося положения. Поэтому сатира его мрачна и пессимистична.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.