logo
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.

Развитие буржуазных отношений обусловило глубокие изменения в идеологической области. В 18 веке получает широкое распространение новое идеологическое течение, известное под названием Просвещения. Оно нашло свое выражение в социологии, философии, политике, педагогике, литературе, искусстве и других сферах духовной жизни и выдвинуло целый ряд блестящих философов, писателей, критиков — Монтескье, Вольтера, Дидро, Гельвеция, Руссо, Бомарше и многих других во Франции, Дефо, Свифта, Филдинга в Англии, Лессинга, Гердера, Гёте, Шиллера в Германии.

Просветители были идеологами молодой, революционной буржуазии. Они жили в то время, когда противоречия, свойственные буржуазному обществу, еще четко не обозначились. Поэтому в их взглядах не было никакого своекорыстия.

Для многих просветителей характерна энциклопедичность интересов. Подобная широта духовных стремлений просветителей объясняется тем, что перед ними стояла задача дискредитации всей феодальной системы и возведения здания новой идеологии, выражающей запросы демократических слоев общества.

Мыслители XVIII века проникают во все сферы духовной жизни, пересматривают все старые теории, предлагают новое решение важнейших вопросов философии, эстетики и других общественных наук.

Идеология Просвещения:

1. горячая вражда к крепостному праву и всем его порождениям (то есть к феодализму в целом).

2. горячая защита просвещения, самоуправления, свободы.

3. отстаивание интересов народных масс.

Просветители считали, что говорят от лица народа, борются за благо народа. Просветители идеализировали буржуазную демократию, которая должна была прийти на смену феодализму. Они искренне не видели никаких противоречий в зарождающемся строе.

Просветители были убеждёнными гуманистами. Они утверждали равенство всех людей, право каждого человека на просвещение, на определение своей судьбы. При этом они ссылались на изначальную человеческую природу, на человеческое естество. Люди от природы равны и свободны, значит, лучший человек – это естественный, природный. А общество придаёт человеку все пороки. Какое общество? Феодальное. Поэтому просветители считали, что стоит расправиться с феодализмом, и человек будет таким, каким должен быть от природы.