logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.

Казалось бы, провал политики «большого скачка» очевиден всем, и в Китае должны последовать политические выводы: может быть, идеи коммунизма и привлекательны, но на практике они неосущест­вимы, общество всеобщего равенства убивает стимулы к развитию. Но эти выводы не были столь же очевидны для многих коммунисти­ческих вождей и активистов партии.

Причины провала они видели прежде всего в неготовности людей жить и работать «по-коммунистически». Значит, необходима кампа­ния по массовому перевоспитанию, чтобы подготовить население к тру­ду без всяких материальных стимулов.

В провале «большого скачка» упрекали и ганьбу, которые не толь­ко не показывали личный пример, но и усвоили худшие черты китай­ской бюрократии, или, по тогдашней терминологии, «обуржуази­лись». Численность ганьбу уже превысила 11,5 млн. человек. Необходимо было что-то делать с этой быстрорастущей кастой. Они никак не поддавались «превентивному перевоспитанию», хотя в Ки­тае периодически проводились кампании «чжэнфэн» и приобщение чиновников к физическому труду. Несмотря на пошатнувшийся пре­стиж коммунистов, они все еще были силой, определявшей общест­венные настроения в Китае.

В период «урегулирования» радикальные коммунисты временно «ушли в тень»: они предоставили «прагматикам» заниматься эконо­микой, а сами призывали лишь «не забывать о классовой борьбе». Осенью 1961 г. органам безопасности было указано «усилить борьбу с контрреволюционными элементами и ревизионистами».

В это время нарастала косвенная критика самого Мао Цзэдуна: с января 1961 г. во всех театрах Китая идет пьеса У Ханя «Разжалование Хай Жуя», в которой современники видели намек на расправу Мао Цзэдуна с Пэн Дэхуаем. В августе 1962 г. была переиздана брошюра Лю Шаоци «Самовоспитание коммуниста», в которой содержалась крити­ка чрезмерного восхваления личных заслуг. Все это воспринималось в Китае как критика высшего руководства.

В конце 1962 г. экономическая ситуация стабилизировалась, с 1963 г. начался промышленный рост (1963 г. — 5%, 1964 г. — 15, 1965 г. — 13%). С 1962 г. стало расти и производство зерна.

С осени 1962 г. сторонники коммунизма переходят в наступление. Усилилась пропаганда опыта двух коммун: Дачжая и Дацина. Первая коммуна — сельскохозяйственная; она продолжала действовать ус­пешно, несмотря ни на что. Это, по мнению многих, подтверждало правоту сторонников «большого скачка». Вторая коммуна создана на Дацинских нефтепромыслах, члены этой коммуны не только добыва­ли нефть, но и обеспечивали себя сельскохозяйственной продукцией, соблюдали нормы коммунистического общежития. Задача состояла лишь в том, чтобы распространить этот опыт на весь Китай.

С 1963 г. началась кампания под лозунгом «Три — не просить!», т. е. денег, материально-технических ресурсов, зерна. Коммуны как раз ставились в пример — они не требовали от государства ничего. Впос­ледствии, правда, выяснилось, что обе коммуны получали огромные дотации из государственного бюджета.

Новый министр обороны Линь Бяо (с 1960 г.) быстро «навел поря­док» в армейских партийных организациях — чистке подверглось около 80% руководящих кадров. В сентябре 1963 г. в КНР была объяв­лена кампания под лозунгом «Учиться у армии изучению идей Мао».

Началась безудержная пропаганда использования цитат из произ­ведений Мао; они были изданы специальными маленькими книжеч­ками, миллионными тиражами. В прессе сообщалось об успешном использовании цитат во всех сферах, даже в спорте. Выросла и оборо­носпособность: именно в 1964 г. Китай испытал свою первую атомную бомбу, что вызвало ликование в стране.

В мае 1963 г. Мао Цзэдун предложил начать чистку партийных ка­дров с сельской местности, опираясь на «организации бедняков»: чистке предполагалось подвергнуть 10% сельских коммунистов. Однако Дэн Сяопин, будучи генеральным секретарем ЦК КПК и контроли­ровавший партийные кадры, в сентябре того же года «поправил Мао»: речь шла уже об 1% кадров.

С конца 1963 г. началось движение «за социалистическое перевоспи­тание» в городах. С этой целью на предприятиях создавались специаль­ные политотделы, которые должны были заниматься работой с беспартийной массой. Руководители политотделов назначались сверху, зачастую из среды армейских политработников.

«Социалистическое перевоспитание» развернулось и среди работ­ников культуры; началась резкая критика авторов «исторических пьес». В июне 1964 г. Мао Цзэдун потребовал чистки в творческих сою­зах интеллигенции. Был смещен ряд видных деятелей, уволен министр культуры. Но партийный аппарат пытался «саботировать» эти иници­ативы, заменить чистки идеологическими кампаниями.

В январе 1965 г. Политбюро ЦК КПК приняло известную Директи­ву «23 пункта», где было указано, что «основная цель — исправление стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». Но аппарат партии, по указанию Дэн Сяопина, пытался свести чистку лишь к про­чесыванию низовых организаций.

Но постепенно давление сторонников радикальных мер нараста­ло, они консолидировали силы в среде партийных активистов, в госу­дарственных учреждениях, армии и органах безопасности. Страна оказалась на пороге больших потрясений.

Выводы

  1. Причинами «корректировки курса» на строительство социализма стали реальные проблемы, обострившиеся в ходе первой пятилетки: недостаток финансовых ресурсов, отставание сырьевой, топливной отраслей и инфра­структуры, нехватка предметов потребления и продовольствия. >

  2. Суть «большого скачка» сводилась к следующему: форсирование темпов, опо­ра на местные ресурсы и инициативу населения. Это должно было, по мнению руководства КПК, способствовать равенству в обществе, формировать но­вое отношение к жизни.

  3. Провал «большого скачка» заставил руководство КПК временно перейти к «политике урегулирования» (1960—1962). Инициативу захватила в свои руки группа «прагматиков» во главе с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином; ей уда­лось устранить наиболее острые экономические последствия и стабилизиро­вать ситуацию к концу 1962 г.

  4. Сторонники «ортодоксального коммунизма» переходят в наступление с кон­ца 1962 г. Они считают главными препятствиями явления в среде ганьбу и неготовность масс, требуют проведения новой кампании перевоспитания, которая должна помочь изжить тягу «к буржуазному образу жизни».