logo search
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 3. Литература Австрии.

Произведения Франца Кафки (1883-1923) обрели мировую известность. Он был из еврейской мелкобуржуазной семьи. Отец его был чиновником по страхованию рабочих от несчастных случаев, он постоянно болел, был надломлен непосильным грузом жизни, раздвоен между службой и творчеством, которое он завещал уничтожить и рано ушёл из жизни.

Кафка с поразительной чуткостью запечатлевал усиливающееся отчуждение человека в капиталистическом мире, стремясь пробудить в людях сознание отчуждённости. Пытки духа и плоти, унижения человека, все разновидности страха, страданий, бессилия, духовной неудовлетворённости, одиночества никто до Кафки не изобразил с таким эпическим спокойствием и трезвостью. Человек в его изображении напоминает преследуемое животное, обречённое на гибель.

Фоном произведений Кафки являлась Австро-Венгерская монархия накануне её краха. Её зримые контуры возникают в параболе «Как строилась китайская стена». Строилась с надеждой, что «лишь великая стена впервые в истории человечества явится прочным фундаментом для новой вавилонской башни», строилась поэтому с особой тщательностью, с применением строительной премудрости всех известных эпох и народов, ради увековечения бессмертия императорской власти, но «отдельных императоров свергают с престола, даже целые династии в конце концов сходят на нет и, вдруг заскрипев, испускают дух. А вот относительно императорской власти как раз и следовало бы, по моему мнению, спросить народ, ибо власть эта имеет в нём свою главную опору».

В романе «Замок» (1921-1922) человек Кафки – неизвестно, откуда он родом, каково его прошлое, имя – прибывает в Деревню, которой управляет Замок, в качестве землемера. Стремясь добиться признания Замка, который вообще не замечает его существования, он тратит на это всю свою жизнь. Когда он, обессиленный, умирает, ему приходит разрешение жить и работать в Деревне, - так должен был заканчиваться роман, оставшийся, как и два первых, незаконченным. У Кафки нет ответа на вопрос, каким целям служит Замок, Суд – анонимный аппарат, высшие власти, сокрушающие человека. Мир его героев – это мир, где нет милости и утешения, где не может родиться даже робкая надежда, это наихудший из всех возможных миров, где нельзя ничего изменить, где, как во сне, господствует что-то неясное, немотивированное, загадочное, тревожное.

После второй мировой войны творчество Кафки стало объектом напряжённой идеологической борьбы. А. Камю, сближая Кафку с Достоевским, признал его родоначальником литературы «абсурдизма», а западногерманские философы объявляют его художником экзистенциализма.