I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
Раскол Индии на два государства оставил в наследство массу проблем. Массовые убийства, начавшиеся в момент раздела, на долгие десятилетия определили враждебные отношения между Индией и Пакистаном.
Переселение коснулось миллионов: в официальных спорах в отношении собственности тех, кто не смог продать оставленные земли, фигурировали 17 млн. человек (с обеих сторон). В результате взаимной резни многие погибли: только до января 1948 г. пострадало около 2 млн. человек.
К тому времени в разных районах Индии образовались огромные лагеря для вынужденных переселенцев: так, в окрестностях Дели был разбит лагерь на 400 тыс. беженцев из Пенджаба. Погромы мусульман, провоцируемые шовинистическими организациями Хинду Махасабха и Раштрия Сваямсевак сингх, приняли огромный размах. Использовать армию и административные органы для ликвидации беспорядков было сложно, поскольку и там произошел раскол по религиозному признаку.
12 января 1948 г. М.К. Ганди объявил голодовку в знак протеста против резни. 18 января представители всех религиозных общин, собравшись в Дели, дали клятву: прекратить взаимные акты насилия. Но на М.К. Ганди, Д. Неру и других лидеров ИНК обрушились обвинения в том, что они якобы выступают в защиту мусульман.
Начались покушения. М.К. Ганди запретил охранять себя, и 30 января 1948 г. был убит фанатиком-индусом из Хинду Махасабхи во время грандиозного митинга, в присутствии миллионной толпы народа.
Для Индии смерть М.К. Ганди была страшной национальной трагедией — по сути, лишь она остановила резню, заставила людей одуматься.
Раздел страны нарушил работу единой инфраструктуры: остановились поезда на железных дорогах, были прерваны линии электропередач, поскольку зачастую производили энергию в одной стране, а потребляли — в другой.
К Пакистану в итоге отошли основные районы производства сельскохозяйственных культур: хлопка, джута, пшеницы; к Индии — основные промышленные мощности. С первых же дней независимости в Индии ощущалась острая нехватка продуктов питания и промышленного сырья.
Правительству Д. Неру пришлось в срочном порядке проводить закупку всего необходимого за рубежом, благо на счетах Индии в Английском банке были сотни миллионов долларов. Пришлось принимать меры, чтобы срочно расширить посевы хлопка и джута (на 25—70%), чтобы дать работу текстильным фабрикам в Калькутте и Бомбее.
Серьезную проблему представляла интеграция княжеств: по плану Маунтбеттена князья сами должны были решать, к какому из двух государств, они будут присоединяться.
Еще 15 июня 1947 г. ИНК принял резолюцию: а) княжества не могут претендовать на независимость; б) необходимо учитывать мнение населения и соблюдать демократические процедуры; в) не могут присоединяться к Пакистану княжества, со всех сторон окруженные территорией Индии.
До провозглашения независимости большинство княжеств (555 из 565) приняли решение войти в состав Индии. Некоторые были включены в состав штатов, прочие образовали особые союзные территории, или самостоятельные части федерации. Несколько десятков княжеств решили присоединиться к Пакистану. Среди них был и Джунагадх, хотя он был полностью окружен территорией Индии. Князь, однако, быстро понял свою ошибку и бежал в Пакистан, а Джунагадх стал частью Индии.
Были проблемы и на юге. С одним княжеством — Траванкор — дело обошлось без осложнений: князь понял иллюзорность своей «независимости» и объявил о вхождении в состав Индии.
Самое крупное княжество Индии — Хайдарабад — также объявило о своей «независимости». Абсолютное большинство населения там составляли крестьяне-индусы, но землевладельцы и правящая династия низама принадлежали к мусульманам. Там еще с 1945 г. происходили волнения на аграрной почве, из мусульман формировались отряды добровольцев «разакаров» с целью подавить выступления. Д. Неру неоднократно обращал на это внимание, пока терпение правительства не истощилось. Под предлогом наведения порядка в Хайдарабад в сентябре 1948 г. были направлены индийские войска. После чего низам в начале 1949 г. объявил о присоединении к Индии.
С другим княжеством — Кашмир — ситуация была особенно напряженной, но это предмет отдельного разговора, поскольку затрагивает проблемы внешней политики.
Перед государственным аппаратом новой Индии стояли непростые задачи: необходимо было наладить работу, преодолеть религиозные распри. Возглавить работу по решению этих задач было поручено выдающемуся деятелю ИНК Валлабхаи Пателю, ставшему первым заместителем премьер-министра Д. Неру и министром внутренних дел. Известно, что М.К. Ганди в свое время всерьез опасался, как бы соперничество этих двух выдающихся людей в будущем не нанесло ущерба государству, — он взял клятву с обоих никогда открыто не выступать друг против друга, они это обещание сдержали.
В. Патель занимался малозаметной, черновой, но очень важной работой и прекрасно справлялся с ней. Он сумел в короткое время преодолеть административный хаос в Индии, наладить работу «Индийской гражданской службы» (корпуса чиновников). Уже к февралю 1948 г. был завершен вывод английских войск из Индии. Постепенно В. Патель заменял английских чиновников на индийцев, эта работа была закончена к исходу 1949 г. Во многом, именно благодаря его настойчивости и непреклонности, в состав Индии вошло абсолютное большинство княжеств.
Экономические трудности первых лет независимости были усугублены неожиданными военными расходами: началась война из-за; Кашмира. Это осложнило ситуацию и выполнение задач, стоявших перед страной.
ІІ. Экономическая политика Д. Неру в первой половине 1950-х гг.
Главная проблема, доставшаяся Индии от колониализма, — разобщенность двух экономических укладов: традиционного и современного.
В традиционном секторе экономики было занято подавляющее большинство населения: крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы, ростовщики; он обслуживал основные потребности внутреннего рынка.
Современный сектор был представлен промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой, а также сельскохозяйственным производством, ориентированным на экспорт — он работал,
В основном, на мировой рынок. Расширяясь, современный уклад неизбежно подавлял традиционное производство, никаких кооперационных связей между ними не было.
Преодолеть колониальную структуру экономики вообще было непросто, ведь англичане развивали прежде всего те отрасли современного уклада, которые были им необходимы для использования ресурсов Индии. Промышленные предприятия Индии уступали передовым В техническом и технологическом отношении, зависели от поставок запчастей и комплектующих, промышленного сырья и полуфабрикатов из-за рубежа. Расположены они были в основном на побережье, в портовых городах, так как доставка по морю обходилась дешевле.
Промышленная инфраструктура создавалась таким образом, чтобы свести к минимуму транспортные издержки при доставке товаров из внутренних районов к побережью. Даже железные дороги строились колониальными властями с использованием трех разновидностей колеи, что затрудняло перевозки внутри Индии и потребовало затем перестройки.
Однако преодолеть экономическое отставание только за счет создания крупных предприятий современного сектора было невозможно. Сразу же возникала проблема занятости миллионов людей, освобожденных в традиционном секторе, который, конечно же, не выдерживал конкуренции с современным.
Стратегию правительства в этом вопросе определила принятая Учредительным собранием еще 7 апреля 1948 г. «Резолюция о промышленной политике». Экономика Индии делилась на несколько секторов, которые были распределены между различными укладами. В трех отраслях (атомная, военная промышленность и железнодорожный транспорт) было разрешено создавать исключительно государственные предприятия, они же получили преимущественное право еще в 6 отраслях.
Остальные отрасли закреплялись между различными предприятиями частного капитала, мелким и кустарным производством. Причем производство некоторых видов промышленной продукции было зарезервировано именно за традиционным сектором. В частности, производство сари — национальной женской одежды — по сию пору разрешено в Индии только с использованием ручного труда, любые механические приспособления не допускаются. Кустари, занятые в сфере традиционного производства, получили государственные заказы, льготы в налогообложении, при снабжении дефицитными видами товаров, сырья и т. д.
Такого рода экономическая политика проводится в Индии и сейчас. Это можно расценивать как сознательное торможение научно-технического прогресса, многие отрасли, по существу, закрыты для внедрения новых технологий, но правительство вынуждено это делать по социальным соображениям.
Острейшей проблемой Индии была аграрная, ведь абсолютное большинство населения — крестьяне. Неудивительно, что первой крупной реформой нового правительства стала именно аграрная. Ее суть сводилась к передаче земли тем, кто ее обрабатывает. Проводилась она в районах, где действовала система заминдаров: землевладельцы-посредники сдавали часть земли в аренду крестьянам. Теперь они этой земли лишались, крестьяне становились собственниками. В результате за первые десять лет доля арендаторов в общей численности населении сократилась с 70% до 12%.
По Конституции аграрная реформа находилась в ведении правительств штатов, в местностях, где заминдары были влиятельной силой, это привело к разного рода махинациям, затягиванию реформы. Бывшие владельцы обращались в суды, оспаривая размер причитающейся им компенсации, — пришлось проводить через парламент поправку к Конституции, изымавшую вопросы аграрной реформы из компетенции судов.
Не случайно именно тогда в Индии развернулось массовое движение «Бхудан и Грамдан». Во главе его стоял известный в Индии последователь М.К. Ганди — Виноба Бхаве. Он обращался напрямую к землевладельцам, убеждая их передать излишки земли в специальный фонд, из которого он лично будет выделять землю крестьянам. До 1955 г. В. Бхаве изъял таким образом 4,3 млн. га, в то время как государству удалось конфисковать у землевладельцев лишь 2,3 млн. га земли. Минимум землевладений был установлен довольно большим, к тому же, в условиях Индии, с ее огромным населением, бывшие владельцы стремились переписать излишки на своих многочисленных родственников.
Однако сельское хозяйство Индии не стало более производительным: крестьяне, став собственниками земли, не стали интенсивнее трудиться. В сельском хозяйстве для развития товарного производства помимо владения землей, требуется наличие еще многих других факторов.
Производство продовольствия в Индии росло медленно, не поспевая за темпами прироста населения — в неурожайные годы в стране возникал голод, правительство вынуждено было тратить скудные ресурсы на закупки зерна. Отставание сельского хозяйства сдерживало общее развитие экономики.
Многие члены правительства Д. Неру были привержены экономическим идеям того времени. Сам он был романтиком, с большими симпатиями относился к социализму, поэтому полагал, что будущее В экономике — за государственным сектором, значит, следует стремиться к его постоянному расширению.
Кроме того, Д. Неру видел особую роль государства в регулировании экономических и социальных процессов. Индия, как он считал, требует постоянного расширения системы государственного регулирования, распространения функций государства на новые сферы. В 1950 г. в стране создана Плановая комиссия, она приступила к составлению пятилетних планов. В 1952 г. образован Национальный совет развития, который был призван координировать экономическую политику. В государственный сектор попали прежде всего предприятия, находившиеся под контролем колониальной администрации.
В годы первой пятилетки (1951—1956) на расширение госсектора шло 47% всех капиталовложений. Особое внимание уделялось развитию металлургической, нефтяной, угольной промышленности, машиностроения, а также объектам промышленной инфраструктуры. К середине 1950-х гг. доля госсектора составляла в экономике 5%.
Активизировался и частный сектор: высокие тарифы на иностранные товары закрыли внутренний рынок Индии для зарубежных партнеров и оставили его на освоение своим предпринимателям. Правительство предоставляло частникам прямые субсидии, льготы В налогообложении, делало скидки в тарифах на электроэнергию и пользование железными дорогами.
Противодействие курсу на преимущественное развитие государственного сектора в начале 1950-х гг. не было сильным. Он обслуживал нужды всего общества, оказывал услуги и частному сектору: стимулировал спрос, помогал решать проблему занятости (у3 всех работающих по найму в промышленности).
Госсектор развивал в основном капиталоемкие отрасли и инфраструктуру, где уровень прибыли невысок и отдача может быть нескорой: частный капитал идет туда неохотно, поскольку слишком велик риск. Объективно против увлечения социализмом был настроен В. Патель, но он скоропостижно скончался 15 декабря 1950 г.
В январе 1955 г. в Авади состоялась сессия ИНК. Там уже речь шла о перспективе перевода «всех средств производства в общественную собственность», о создании «общества социалистического образца». В том же, 1955 г., в парламенте была принята поправка к Конституции, которая предоставляла право законодательным учреждениям государства «экспроприировать любую собственность в интересах общества» и определять размер компенсации.
Это открыло начало широкой национализации. Одним из первых был национализирован Имперский банк — он стал Государственным банком Индии, орудием экономической политики правительства.
- Содержание
- От автора
- Лекция 1
- II. Специфика дисциплины
- III. Основное содержание курса
- Лекция 2 Подъем антиколониального движения в Индии после окончания Первой мировой войны
- I. Положение Индии к концу Первой мировой войны
- II. Первый этап движения сатьяграхи (1919—1920)
- III. Второй этап кампании (1921—1922)
- Лекция 3 Антиколониальное движение в Индии в 1920—1930-е гг.
- I. Новый подъем антибританского движения
- II. Сатьяграха в начале 1930-х гг.
- III. Индия накануне Второй мировой войны (1935—1939)
- Лекция 4 Завершающий этап борьбы за независимость Индии (1939-1947)
- I. Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
- III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947)
- Лекция 5 Национальное движение в Китае после окончания Первой мировой войны (1918—1924)
- I. Причины оживления национального движения
- II. Движение «4 мая» 1919 г.
- III. Обострение внутриполитической ситуации в 1920-1924 гг.
- Лекция 6 Гражданские войны в Китае (1925-1937)
- I. Первая гражданская война (1925—1927)
- II. Становление гоминьдановского режима в Китае (1928-1934)
- III. Борьба за прекращение гражданской войны (1934-1937)
- Лекция 7 Китай в годы Антияпонской войны (1937-1945)
- I. Начальный период войны (1937—1941)
- II. Китай в разгар Второй мировой войны (1942—1944)
- III. Китай в 1945 г.
- Лекция 8 Приход к власти коммунистов в Китае (1946-1949)
- I. Возобновление гражданской войны в Китае
- Лекция 9 Япония после окончания Первой мировой войны
- I. Последствия участия Японии в Первой мировой войне
- Лекция 10 Противоречия внутреннего развития Японии в 1930-е гг.
- I. Торможение процесса модернизации в Японии
- II. Оживление тоталитарных настроений в Японии
- III. Формирование тоталитарного режима
- Лекция 11 Япония в период войны на Тихом океане (1941-1945)
- I. Причины конфликта
- III. Наступление союзников в 1944 г. И завершение войны
- Лекция 12 Турция после окончания Первой мировой войны
- I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны
- II. Попытки навязать Турции условия Антанты
- III. Революция Мустафы Кемаля
- Лекция 13 Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- I. Начало модернизации
- II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.
- III. Социально-экономическая политика м. Кемаля
- IV. Внешняя политика Турции
- Лекция 14 Реформы режима Реза-шаха в Иране
- I. Свержение династии Каджаров
- II. Модернизация страны Реза-шахом
- III. Экономическая политика Реза-шаха
- IV. Внешняя политика Ирана
- Лекция 15 Афганистан в 1920-1930-е гг.
- I. Приход к власти короля Амануллы-хана
- II. Реформы Амануллы-хана и их последствия
- III. Становление режима короля Мухаммеда Захир-шаха
- Лекция 16 Палестина под мандатом Великобритании (1920-1947)
- I. Палестина к окончанию Первой мировой войны
- II. Политика властей британского мандата в 1920-1930-е гг.
- III. Палестина в период Второй мировой войны (1939-1945)
- IV. Палестина в последние годы британского мандата (1945-1947)
- Лекция 17 Арабские государства между двумя мировыми войнами
- I. Ливан и Сирия под французским мандатом
- II. Ирак, Трансиордания и Аравийский полуостров
- III. Арабские страны Африки
- Лекция 18 Африка в период между двумя мировыми войнами
- I. Африка после окончания Первой мировой войны
- III. Африка в 1930-1940-е гг.
- Лекция 19 Экономические проблемы Индии в «эпоху Неру» (1947-1964)
- I. Ликвидация наиболее острых последствий раскола страны (1948-1949)
- III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг.
- Лекция 20 Внутриполитическое развитие Индии в «эпоху Неру» (1947—1964)
- I. Становление современной политической системы в Индии
- II. Борьба по вопросам административной реформы и единого языка
- III. Внутриполитические процессы 1950-х — начала 1960-х гг.
- Лекция 21 Кризисные процессы в Индии во второй половине 1960—1970-х гг.
- I. Нарастание кризиса в Индии (1965—1970)
- II. Социально-экономическая политика и. Ганди в первой половине 1970-х гг.
- III. Политический кризис во второй половине 1970-х гг.
- Лекция 22 Индия в конце XX в. (1980-1990-е гг.)
- I. Изменение экономического курса
- II. Развитие внутриполитической ситуации
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Лекция 23 Внешняя политика Индии (1947-2000)
- I. Формирование курса «нейтралитета» д. Неру
- II. Переход к «особым отношениям» с ссср в 1960—1970-е гг.
- III. Актуальные проблемы внешней политики в конце XX в.
- Лекция 24 Становление «системы социализма» в кнр (1949-1952)
- I. Создание «советской системы» в экономике
- II. Развитие политической системы
- III. Корейская война и укрепление «международного престижа» кнр
- Лекция 25 «Строительство социализма» в Китае (1953-1957)
- I. Индустриализация в годы «первой пятилетки» (1953-1957)
- II. Внутриполитическое развитие
- III. Роль ссср в «строительстве социализма» в кнр и первые признаки ухудшения советско-китайских отношений
- Лекция 26 Попытки корректировки планов «строительства социализма» в кнр (1958-1965)
- I. Переход к «большому скачку» в 1958 г.
- II. Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
- III. Политические процессы в кнр в 1963—1965 гг.
- Лекция 27 «Культурная революция» в Китае (1965-1976)
- I. Переход к «культурной революции» и устремления ее участников
- II. Основные события «культурной революции» (1966-1969)
- III. Завершение «культурной революции» (1970—1976)
- Лекция 28 Реформы конца 1970—1980-х гг. В Китае
- I. Предпосылки перехода к радикальным реформам
- II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
- III. Трудности на пути реформ
- Лекция 29 Китай в конце XX в.
- I. Возобновление преобразований в 1992 г.
- II. Экономические достижения современного Китая
- III. Новая роль Китая на международной арене
- Лекция 30 Япония в годы американской военной оккупации (1945-1952)
- I. Япония к 1945 г.
- II. Переход к рыночной экономике
- III. Становление представительной демократии в Японии
- Лекция 31 Экономическое возрождение Японии в 1950—1960-х гг.
- I. Предпосылки быстрого экономического роста
- II. Японское «экономическое чудо» (1956—1970)
- III. Кризисные проявления начала 1970-х гг.
- Лекция 32 Формирование «постиндустриальной экономической модели» в Японии в конце XX в.
- I. Кризисные процессы 1970-х гг.
- III. Экономические процессы в конце XX в.
- Лекция 33 Политическое развитие Японии в 1952-2000 гг.
- II. Коррупционные скандалы 1970-х гг. И назревание кризисной ситуации в 1980-е гг.
- III. Внутриполитический кризис в Японии в конце XX в.
- Лекция 34 Турция в 1945-1980 гг.
- I. Становление послевоенной Турции
- III. Назревание кризиса в Турции в 1970-х гг.
- Лекция 35 Турция в конце XX в.
- III. Проблемы внешней политики Турции
- Лекция 36 Иран в правление шаха Мохаммеда Реза Пехлеви
- I. Попытки усиления власти шаха (1945—1950)
- II. Борьба за национализацию нефтяной промышленности в начале 1950-х гг.
- III. Укрепление шахского режима к началу 1960-х гг.
- IV. Реформы «белой революции»
- Лекция 37 «Исламская революция» в Иране
- I. Свержение шахского режима в 1978—1979 гг.
- II. Внутриполитические процессы в 1979—1981 гг.
- III. Стабилизация исламского режима в 1980-е гг.
- IV. Иран в 1990-е гг.
- Лекция 38 Афганистан (1945-2000)
- I. Афганистан до Саурской революции 1978 г.
- II. Революция в апреле 1978 г. И гражданская война
- III. Афганистан в 1990-е гг.
- Лекция 39 Палестинская проблема в годы «холодной войны» (1948-1989)
- I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
- II. Суэцкий кризис 1956 г. И арабо-израильский конфликт
- III. Попытки разрешения палестинской проблемы в 1970-1980-е гг.
- Лекция 40 Урегулирование палестинской проблемы в конце XX в.
- I. Изменения, позволившие найти выход из тупика
- II. Первые достижения
- III. Перспективы урегулирования
- Лекция 41 Арабские государства Ближнего Востока в 1945-2000 гг.
- I. Египет
- II. Сирия и Ливан
- III. Иордания и Ирак
- Лекция 42 Государства Аравийского полуострова
- I. Саудовская Аравия
- II. Йемен
- III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- Лекция 43 Тенденции в международных отношениях в Азии (1945-2000)
- I. Движение «неприсоединения»
- II. «Исламский социализм» в странах Востока
- III. «Исламский фундаментализм» в конце XX в.
- Лекция 44 Индокитай в 1945-2000 гг.
- I. Индокитай после окончания Второй мировой войны
- II. Индокитай в огне войны (1960—1970-е гг.)
- III. Урегулирование проблем Индокитая в 1980-1990-е гг.
- Лекция 45 Страны Восточной Азии (1945-2000)
- I. Малайзия, Индонезия, Филиппины и Таиланд в годы «холодной войны»
- II. Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.
- III. Бирма в 1945-2000 гг.
- IV. Ситуация на Корейском полуострове
- Лекция 46 Крушение колониализма в Африке в 1950-1960-е гг.
- I. Формирование условий для ликвидации колониальной системы
- II. Освобождение от колониальной зависимости Северной Африки
- III. Освобождение Тропической Африки
- Лекция 47 Завершение деколонизации Африки в 1970-1980-е гг.
- I. Обретение независимости португальскими колониями
- II. Разрешение кризиса в Южной Родезии
- III. Предоставление независимости Намибии
- Лекция 48 Ликвидация апартеида в Южной Африке
- I. Формирование режима апартеида
- II. Борьба за ликвидацию апартеида в 1950—1980-е гг.
- III. Реформы Фредерика де Клерка
- Лекция 49 Проблемы стран независимой Африки
- I. Страны Магриба и Судан
- III. Специфические проблемы стран Тропической Африки
- Лекция 50 Международные отношения в независимой Африке
- I. «Холодная война» в Африке
- II. Роль Китая в Африке
- III. Международные конфликты в Африке в 1980-1990-е гг.
- Хронология основных событий
- 1. Антиколониальное движение в Индии
- 2. Национальное движение и гражданские конфликты в Китае
- 3. Япония между двумя мировыми войнами
- 4. Реформы Мустафы Кемаля в Турции
- 5. Реформы Реза-шаха в Иране
- 6. Афганистан между двумя мировыми войнами
- 7. Палестина под мандатом Великобритании (1920-1948)
- 8. Арабские государства между мировыми войнами
- 9. Африка в 1918—1945 гг.
- 10. Индия в годы независимости
- 1950, Январь провозглашение Индии «светской республикой».
- 11. Китай после 1949 г.
- 12. Япония в период 1945—2000 гг.
- 13. Турция в 1945-2000 гг.
- 14. Иран после Второй мировой войны
- 15. Афганистан в 1945—2000 гг.
- 16. Палестинская проблема
- 17. Арабские государства в 1945—2000 гг. Египет
- Иордания
- Саудовская Аравия
- Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
- 18. Государства Юго-Восточной Азии Вьетнам
- Камбоджа
- Малайзия
- Индонезия
- Филиппины
- Таиланд
- Республика Корея
- 19. Тенденции в международных отношениях в Азии и в исламском мире
- 20. Крушение колониализма в Африке
- 21. Ликвидация апартеида в Южной Африке
- 22. Проблемы стран независимой Африки
- 23. Международные отношения в Африке 1963—1964 визиты главы правительства кнр Чжоу Эньлая в Африку.
- Терминологический словарь
- Рекомендуемая литература Общие работы, учебники
- Литература, посвященная отдельным странам и регионам Китай
- Афганистан
- Арабские страны и исламский фундаментализм
- Палестинская проблема и Израиль
- Страны Юго-Восточной Азии