Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.
Пишет рассказы с середины 60-х годов. Первая публикация (два рассказа) – в журнале «Аврора» (1972, № 7). С середины 70-х годов выступает и как драматург: «Два окошка: Пьеса-сказка» (1975), «Любовь» (1979), «Стакан воды» (1983), «Уроки музыки» (1983), «Три девушки в голубом» (1983), «Квартира Коломбины» (1985), «Чинзано», «Московский хор». Переводила прозу с туркменского языка. Издала собрание сочинений в 5 томах (Харьков: Фолио; М.:АСТ, 1996). Печаталась в журналах «Нева», «Синтаксис», «Столица», «Новый мир», «Апрель», «Знамя», «Октябрь», «Аврора», «Дружба народов», «Космополитен», «Эксперт», «Огонёк», «Крестьянка», «Звезда».
Спектакли по пьесам Петрушевской были поставлены на сцене Студенческого театра МГУ, московских театров им. Ленинского комсомола, драмы и комедии на Таганке, «Современник», МХАТ им. Чехова, петербургского Малого академического театра, Театра Европы и других, и ещё шли в Таллинне.
Писательница так намаялась в советское время, борясь за право писать так, как хочется, что потеряла веру в божественное происхождение человека и хочет донести, наконец, истинную правду о страшной женской доле до современных подростков.
Судя по поведению современных школьников и их отношению друг к другу, многие из них родились и выросли именно в таких вот изуродованных семьях, о которых пишет в своих новеллах-рассказах писательница. Скандалы, истерики, измены, разводы, рукоприкладство, ложь, обман и враньё, доводящие до умопомрачения и смерти (со множеством извращённых вариаций), - главный мотив и предмет творчества Петрушевской. Она выискивала только тяжкое и мрачное в человеческих отношениях. Вероятно, чтобы как-то скрасить все некрасивости своей прозы, которые, надо признаться, очень скоро утомляют и непредвзятого читателя, уже вышедшего из подросткового возраста, писательница часто использует литературные реминисценции. Например, в рассказе «Рассказчица» выведена юная героиня, которая всем желающим (и не желающим тоже) рассказывает о себе всю подноготную, не стыдясь никаких подробностей. Она со своей историей попала в рубрику «Вечная любовь».
Анализировать написанное довольно трудно не только потому, что она очень своеобразно усвоила наследие русской классической литературы, а прежде всего из-за мрачного однообразия той беспросветности, которая как будто доставляет удовольствие писательнице. Очень похожей на одну из своих героинь (сугубо в литературном плане, конечно), которая «болеет острой ненавистью труженицы и страдательницы к трутню, к тому предателю интересов семьи, хотя он каждый вечер возвращался в лоно этой семьи и брал на руки очередного маленького, но мать и этот жест трактовала как уловку, как подлый факт провинившегося кобеля…». И так далее, и всё в том же духе, без единого намёка на просвет, намёка на то, что и этот кобель, и эта страдалица, и их дети – твари Божьи. Может быть, всё это призыв Петрушевской к тому, чтобы люди остановились наконец и посмотрели открытыми глазами на то, что они творят?
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.