logo search
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 4. Литература Германии.

Бертольт Брехт (1898-1956) вошёл в историю немецкой литературы как оригинальный поэт и прозаик, острый полемист, теоретик искусства. Но своей мировой славой он обязан театру. в годы антифашистской эмиграции Брехт создаёт наиболее значительные драмы. Среди них особой популярностью пользуется «Мамаша Кураж и её дети» (1938), в которой черты исторического колорита намечены ярче, чем в других его произведениях. Перед нами Германия 17 века, в эпоху одной из самых тяжёлых войн в её истории – Тридцатилетней войны (1618-1648). Анна Фирлинг, прозванная матушкой Кураж, - маркитантка. Она бойко торгует любыми товарами, которые попадаются ей в руки. Подчас она даже спекулирует оружием и боеприпасами. Чем сильнее в стране хаос, тем больше выгоды для себя извлекает Кураж. Война приносит ей доход, и по ходу действия становится совершенно ясно, что её прибыли ничтожны в сравнении с теми, что достаются людям, сидящим повыше и по-настоящему ответственным за всю войну.

События разворачиваются одно за другим. Кураж неизменно расчётливо и деловито ведёт свои операции. Погибают её сыновья, погибает дочь, она остаётся одна, но и в финале тащит за собой свой фургон с товарами. Брехт не показывает никакого просветления героини. Она ничему не научилась. «Кураж до конца верит в войну», - поясняет Брехт в своих примечаниях к пьесе. В этом трагизм пьесы. Ещё он писал: «Наблюдатели катастрофы заблуждаются, если думают, что потерпевшие извлекут из неё урок. До тех пор, пока массы являются объектом политики, они рассматривают всё, что с ними приключается, не как опыт, а как судьбу; катастрофы ничему их не учат – подопытный кролик никогда не поймёт биологии».

Брехт в этой драме не только раскрывает преступный смысл несправедливых войн, ведущихся в корыстных целях верхушки общества (будь это феодалы или монополисты), но и ставит вопрос об ответственности за судьбы страны. Брехт не стремится к созданию на первом плане героических характеров. Но в драме «Мамаша Кураж и её дети» есть примечательная сцена. Перед нами немая Катрин, дочь маркитантки, униженное, бессловесное существо. Однако в минуту опасности, угрожающей городу Галле, она взбирается на крышу и поднимает тревогу барабанным боем. Солдаты убивают её, но она успевает предупредить жителей города о готовящемся на них нападении. В этом неожиданном душевном взлёте немой Катрин как бы прорывается униженное и подавленное сознание народа.

Литература по теме:

Основная:

1. З.Т. Гражданская. Обзор литературы 20 века. М., 2005.

Дополнительная:

1. Д.В. Затонский. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 2005.

2. Б.Л. Сучков. Лики времени. Статьи о писателях и литературном процессе. М., 2006.

3. Л.Г. Андреев. Марсель Пруст. М., 2006.

4. Л.Г. Андреев. Сюрреализм. М., 2005.

5. Н.С. Павлова. Типология немецкой драмы. М., 2006.