logo search
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

56 Вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.

Социальное развитие Республики Казахстан в современных условиях - тенденции, успехи, проблемы. Про­грамма социальных преобразований на селе (ауле) на 2003 - 2005 гг.: содержание, значение.

Социальное развитие: Социальная политика - одно из главных и, пожалуй, самых объемны: направлений внутренней по­литики государства. Социальная сфера охватывает такие проблемы как здравоохранение, образование, социальная зашита, продолжительность и качество жизни, вопросы культуры, науки, молодежи и др.

Согласно мировой практике, во многих концепциях общественного развития социальные реформы определяются как при­оритетное направление государственной политики, ибо являются потенциально конфликтообразующим фактором (фоном) обще­ственно-политических изменений. Социальна политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных социальных слоев и групп и в конечном итоге обеспечивать определенный уровень равновесия в общественной жизни. Реализуется социальная политика как через государственные «одномоментные ре­шения» (социальные мероприятия), так и через социальные программы, концепции.

В социальном развитии республики можно выделить определенные периоды или стадии. В первые годы независимости наблюдалось резкое падание уровня жизни населения как следствие 1) тяжелой, кризисной ситуации в экономике; 2) дестаби­лизации прежней государственной социальной инфраструктуры и несозданной новой. В результате в стране сократился объем бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания, лавинообразно росла инфляция и т.д. Главной целью социальной политики в этих условиях являлось не допустить социального кризиса, обеспечит поддержку наиболее неза­щищенных слоев, насытить потребительский рынок услугами и товарами. И хотя в целом социальная политика и механизм с осуществления не носили комплексного характера, уровень государственного бюджета в наиболее тяжелые годы (1993-1995гг.) на статьи социального обеспечения составлял более 1/3 расходов государства.

В настоящее время продолжается с одной стороны, реформирование различных направлений социального развития (обсу­ждение нового Закона о социальном страховании, совершенствование системы пенсионного обеспечения, особенно в плане пенсионных фондов, разработка программы социальных преобразований на селе и др.). С другой стороны, можно выделить ряд устойчивых социальных показателей, свидетельствующих о положительных изменениях в обществе в целом:

- стабильность и своевременность выплаты заработной платы в бюджетных организациях, пенсий и социальных посо­бий; ежегодное повышение минимального размера пенсий;

- увеличение числа рабочих мест.

- дополнительные ассигнования (от 20 % и более) были изысканы правительством на здравоохранение (восстановление горячего питания, увеличение ассортимента лекарств в стационарных отделениях и т.д.), завершение компьютеризации школ, на возрождение учреждений культуры, и в первую очередь библиотек, кинотеатров, детских клубов и центров и др.

Несмотря на увеличение рабочих мест, по-прежнему остро стоит проблема безработицы. По информации Ми­нистерства экономики в 2001 году число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно искали его) превысило 780 тыс. (это меньше на 14 % или 126 тыс. 2000 г), в 2002 году эта цифра равнялась 690,7 тыс. Несмотря на тенденцию к снижению, это тем не менее, высокие цифры, не включающие в себя скрытую безработи­цу (частичная работа предприятий, неполная занятость и т.д.). Особенно тревожными симптомами является то, что более половины обращающихся в соответствующие органы в поисках работы - женщины и около 30% молодежь. На селе же по результатам соцопроса при составлении «Отчета о человеческом развитии» 65,5% женщин и 53.2% мужчин в 2002 г. считали себя безработными, хотя по официальной статистики их число не превышает 30 %. В це­лом по Республике уровень безработных к экономически активному населению составлял в 2001 г. 10.4%. а в 2002 г.-10%.

Программа социальных преобразований на селе:

- отстранение местной администрации от вмешательства в рыночные отношения;

- проведение приватизации псевдочастных хозяйств с четкой натурной персонификацией личной собственности и наде­лов;

- оздоровление экономики села через механизмы банкротства;

- удешевление кредитов, в первую очередь для фермеров и настоящих частных хозяйств;

- развитие малого и среднего бизнеса на селе за счет займов у Азиатского и Европейского банков реконструкции и разви­тия, помощи других организаций и стран-доноров;

- привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций;

- обеспечение содействия фермерам в сбыте продукции;

- решение проблем водоснабжения и ирригации;

- обеспечение по линии всех министерств и фондов приоритетное финансирование проблем села.

Экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости - трудности, особенности, основ­ные этапы и тенденции.

Осуществление Казахстаном качественно новой стратегии развития экономики в условиях независимости заключалось и заключается в следующем:

- разрыв союзной системы подчинения и создание самостоятельной структуры управления экономикой;

- переход от командно-административной к рыночной экономике;

- налаживание прямых экономико-политических отношений со странами мира;

- установление собственной денежной системы;

- разработка национальной экспортоориентированной стратегии;

- эффективное использование энергетических ресурсов Казахстана, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи;

- стабилизация экономической ситуации;

- экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

На процесс строительства в республике новых экономических отношений оказывали влияние множество негативных фак­торов - разрыв установившихся связей, неконкурентность выпускаемой, продукции на внешнем и внутреннем рынке, низкая покупательная способность населения, отток квалифицированных кадров и т.д. Весьма тяжело на первом этапе реформ ска­зывались отсутствие собственной продуманной экономической стратегии и соответственно сбалансированных правительствен­ных программ, а также слабость законодательной базы. В целом в экономике Казахстана можно выделить ряд черт (особенно­стей), которые объективно как положительно, так и отрицательно влияли на процессы преобразований в данной сфере в ус­ловиях обретения независимости:

- наличие больших природных богатств;

- высокая степень огосударствления экономики;

- влияние других стран на национальную экономику, с которыми имелись тесные межгосударственные экономические, эт­нические, политические и другие отношения;

- достаточно узкий и не емкий внутренний потребительский рынок.

Преодоление трудностей объективного и субъективного характера, ход реализации каждого направления в экономическом развитии сопровождались и будут сопровождаться как успехами, так и промахами, откатами назад. Конкретный, детальный анализ в данном случае - прерогатива экономических наук, специалистов соответствующих профилей.

Самое важное - это то, что итоги развития республики за прошедшие годы независимости подтверждают правильность сделанного выбора - модели открытой рыночной экономики. Это - свобода предпринимательства, развитие всех форм собст­венности, новые финансовые, налоговые, бюджетные и банковские системы, развитие частных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса и т.д. Следует отметить, что в запуске рыночного механизма Казахстану пришлось преодолеть полосу тя­желою кризиса (1992 1995 гг.). Падение производства, валового промышленного продукта, безработица (особенно скрытая, в связи с частичной или полной остановкой предприятий), неплатежи внешние и внутренние и другие показатели достигали в эти годы критической отметки (например, спад производства составлял первые 3 года реформ более 40%, годовой уровень инфляции - более 1200 %, а к концу 1993 г. - 2265 %).

Преодоление глубокого кризиса, недопущение острых социальных и национальных катаклизмов как наиболее тяжелых его проявлений - один ил главных итогов экономического развития современного Казахстана. Сегодня в экономической ситуа­ции ученые-аналитики главной тенденцией выделяют переход от этапа стабилизации (1996-1998/99 гг.) к политике экономи­ческого роста (с 2000 г.). На международном уровне Республика признана страной с рыночной экономикой.

Важные и интересные данные, свидетельствующие о позитивных изменениях в сфере экономики на рубеже 2000-2001 г., содержатся в послании Президента Н.А. Назарбаева «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внеш­ней политики на 2002 год.

- прирост ВВП (валового внутреннего продукта) в I полугодии 2001 г. составил 14 % по отношению к 2000 г.;

- рост сельскохозяйственного производства составил более 5 %;

- дала хорошие результаты политика импортозамещения: в 2001 г. заключено отечественными товаропроизводителями договоров с сырьевым сектором экономики на 220 млн. $. или 2,2 раза больше, чем в 2000 г.

Объем производства в машиностроении вырос на 40 %, текстильной и швейной промышленности - на 20 %.

- благодаря иностранным инвестициям восстановлены практически все крупные и много средних предприятий;

- продолжается развитие железных дорог; начато строительство важной ж/д магистрали Донское - Краснооктябрьский рудник, которая соединит центральные районы страны с западным регионом;

- идет рост внутренних инвестиций в экономику, чему в немалой степени способствовала успешно осуществленная акция по легализации денег наших граждан (введено в официальный учет более 0,5 млрд. $.)■ В целом кредитные вложения банков в экономику составили 397 млрд. тенге или 2,5 млрд.$, что намного больше, чем 2 года назад.

- депозиты физических лиц в банках страны превысили 150 млрд. тенге или более 1 $.

- реализуется крупная общенациональная задача по строительству и обустройству новой столицы - Астаны, восстанавли­ваются областные центры - (Кокшетау, Талдыкорган), города и поселки страны.

В качестве важнейшей стратегической линии Президентом страны особо выделено следующее: развитие экономики рес­публики должно минимально зависеть от ухудшения или улучшения ситуации на мировом уровне. Именно этому должны быть подчинены все Программы Правительства и Национального банка, как текущие, так и долгосрочные. На период до 2010 г. приоритетными целями в экономическом развитии республики определяются:

- дальнейшее формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;

- увеличение, как минимум вдвое, объема валового внутреннего продукта;

- развитие малого и среднего бизнеса;

- увеличение присутствия национального капитала в важнейших отраслях экономики и др.;

Одной из характерных черт и важным направлением экономического развития РК. как отмечалось выше, является при­влечение иностранных инвестиций.

Численный и национальный состав Республики Казахстан на современном этапе. Миграционные процессы -тенденции и последствия.

В настоящее время численность многонационального государства Казахстан составляет около 15 млн. чел. Пик численно­сти жителей республики приходился на 1989-1991 г.(по данным всеобщей переписи в СССР 1989 г в Казахстане проживало 16 млн. 200 тыс., на 1 января 1990 г. - 16 млн. 700 тыс., в 1991 г. - 17, 1 млн. чел.) По казахстанской переписи 1999 (28 февра­ля - 4 марта) общая численность населения в нашей республике составляла 14 млн. 953,1тыс. Национальный состав Респуб­лики представлен 130 национальностями, среди которых наиболее многочисленными являются казахи - 7.985 тыс. или 53,4 % (в 1989 г. соответственно 6.496,9 или 40,2 %) и русские - 4 млн. 479,6 тыс. или 30 % населения (в 1989 г. соответственно 6.062 тыс." или 37,4 %). Вторая по численности диаспора в политэническом Казахстане украинская. 896240 чел. Белорусов проживало на 1999 г. в нашем государстве 182601 чел.

После размежевания Средней Азии в 1924 г. большое количество узбеков осталось жить в Сырдарьинской губернии (ныне районы Южно-Казахстанской и Жамбылской областей). После русских и украинцев узбеки составляют третью по численности диаспору Казахстана - 370663 чел.

В 1926 г. (по данным переписи указанного года) в Казахстане проживало 42 корейца. В результате массового переселе­ния в Казахстан (в 1938-1942 гг.) корейская диаспора ныне составляет 99657 человек. Одной из самых мощных диаспор в республике в конце 1980-х являлась немецкая ~ 1 млн, чел. Сегодня немцев проживает в нашей стране около 180 тыс., зна­чительная часть из них в Карагандинской и Акмолинской областях.

В Казахстане живут представители практически всех многочисленных народностей Кавказа: азербайджанцы - 78295; че­ченцы - 31799; ингуши 16893; армяне - 14758 и т.д.

По переписи 1926 г. проживало в нашей республике 157 греков. На 1999 г. казахстанские греки стоят на 21 месте, их ди­аспора составляет 12703 человека.

Казахстан сегодня стал родиной для многих древнейших народов, государственность которых в далеком историческом прошлом. Ассирийцев проживает у нас всего 472 человека и они очень бережно хранят память о своем великом народе и его традициях. Проживают также абазины и белуджи, вепцы и гагаузы, долганы и ливы, нганасаны и орочи, цахуры и юкагиры, И хотя численность их колеблется от нескольких сот до единиц, они вносят уникальный вклад в многонациональную культуру Казахстана.

Наша республика волею судеб и истории стала родиной и для многих других народов - татар, курдов, болгар, латышей, литовцев, поляков.

Из областей по численности первое место занимает Южно-Казахстанская обл. (более 2 млн. чел.). Национальный состав республики по областям неоднороден. Наибольшее число казахского этноса проживает в Южно-Казахстанской, Кызылордин-ской, Мангистауской, Атырауской областях (до 90%). В нашей Карагандинской области проживало на 03.1999 .г. 1 млн. 382 тыс. чел., из них 37,5% казахов. Крупнейшие города республики - Алматы (более 1 млн.), Караганда (~ 600 тыс.), Астана (на 2002 г. свыше 500 тыс.), Шымкент - более 400 тыс., Павлодар, Семипалатинск - более 300 тыс чел. и др. Всего в республике насчитывается более 80 городов, где сосредоточенно 56,4 % жителей. В Темиртау (до 1945 г. поселок Самаркандский) ныне свыше 170 тыс. жителей, из них более 13 % составляют казахи.

По численности населения наша республика занимает 50-51 место в мире, а казахский этнос - 70 место из 2000 этносов. За пределами государства проживает 4,3 млн. казахов. Самая крупная казахская диаспора за рубежом в Китае - 1 млн. 259 тыс., затем в России - более 1 млн. чел.; много наших соотечественников проживает в Узбекистане - 979 тыс., Монголии - 10" тыс., Туркмении - 87 тыс., Киргизии - 42 тыс.

Возвращение представителей казахского народа из-за рубежа является важным источником роста численности населения в республике. Но в силу ряда причин число возвращенцев не столь велико (по сравнению с казахской диаспорой за рубежом) и особенно в первые годы независимости многие вторично покидали историческую родину. Так, с 1991 г. по апрель 2001 г. прибыло в Казахстан оралманов более 260 тысяч, не прижилось и вернулось назад из них 75 тыс. человек.

Основная причина нестабильности и уменьшения численности населения в стране - миграционные процессы. Пик их при­ходится на 1993-1996 гг. Самым «выездным» в Республике называют 1994 год, когда из страны выехало ~ 500 тыс., а въехало ~ 70 тыс. За 1991-2000 гг. по международной миграции в Казахстан прибыло 788,2 тыс. и выбыло 2 млн. 757,8 тыс. чел. От­рицательное сальдо миграции населения за этот период составило 1 млн. 969,6 тыс. чел.

На сегодняшний день обозначилась и сохраняется тенденция снижения числа мигрантов. По сравнению с 1996 г. уехав­ших стало меньше в 2000 -2002 гг. на 4,2%, а в сравнении с 1992-1996 гг. - почти на 30%. За последние 3 года число убы­вающих и прибывающих стабилизировалось и составляет соответственно - 100 тыс. и ~ 40 - 50 тыс. человек.

Национальный состав эмигрантов представлен преимущественно русскими и немцами. Из числа выбывших русские соста­вили более половины (57,1 %) или - 1,4 млн. чел., немцы - 21,8 %. Наибольшее число выбывших по внешней миграции отме­чалось из Костанайской и Карагандинской областей. Основные иммиграционные потоки идут из таких стран, как Китай. Узбе­кистан, Монголия, Россия и др.

В 2002 году в нашей Республике впервые за период с 1995 гола численность населения (с учетом миграции) не уменьши­лась, а увеличилась на 15,9 тыс. чел. (по данным Агентства РК по миграции и демографии Время, 6 марта 2003 года.) и соста­вила на 1.11.2002 года 14835,7 тыс. чел.