49 Вопрос: Культ личности Сталина и его последствия для Казахстана.
Репрессия - это карательная наказуемая мера со стороны государственных органов. Причем, государство без репрессий не бывает. Вся суть вопроса состоит в том, при каких объективных и субъективных обстоятельствах совершается репрессия.
По мнению большинства исследователей, репрессии в Советском Союзе являются следствием целого ряда факторов. Одним из которых следует признать борьбу за власть определенных социально-политических партий и, в частности, ВКП(б). Е этой борьбе доминирующей стала ориентация Сталина на достижение единоличной власти. В конечном итоге это привело не путь физического уничтожения реальных и потенциальных соперников и противников сталинского режима.
Определенное значение имел также экономический фактор или подоплека, как известно СССР имел огромную территорик ярко выраженной аграрной ориентации, цивилизованный путь развития экономики потребовал бы длительного периода и более благоприятной внешнеполитической обстановки. Репрессивная политика позволила без дополнительных капиталовложений переселять большие людские массы в менее населенные районы, тем самым использовать дешевую рабочую силу.
Идеальной основой репрессивных действий послужила концепция об усилении классовой борьбы по мере укрепления социалистического общества. Причем этот тезис необходимо было подкрепить фактом «наличия врагов». Таких людей надо было искать среди «чуждых партии и народу элементов». Выискать в самой партии, в рядах интеллигенции и всех инакомыслящих граждан страны.
Был отработан механизм воздействия на общественное сознание. К началу 30-х годов завершился процесс догматизации идеи Маркса, Энгельса, Ленина, сложился культ личности Сталина. Идеи вождя становились законом и руководством действий для народа и партии.
Предвестником репрессивного урагана стало закрытое письмо ЦК ВКП(б) от 29 июля 1936 года «О террористической деятельности троцкистско-зиновьевского контрреволюционного блока», доводящее до крайности требования о выявлении и искоренении имеющихся недостатков «по части бдительности и неумения распознавать врага». Все это привело к тому, что партийные комитеты на местах стремились развивать «критическое отношение членов партии друг к другу, тем самым провоцировали людей на доносительство». Такова вкратце обстановка того периода, когда по всей стране, в том числе и в Казахстане, проходили репрессии.
Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея. В области политической он означал сращивание партии с государством; в области экономической - господство методов внеэкономического принуждения, командно-бюрократического подхода к решению назревших проблем; в области государственной - создание видимости национальной государственности в лице кукольных союзных республик, демократической формы власти в лице номенклатурных Советов, максимальная ее централизация под эгидой правящей партии большевиков; в области социальной - отторжение рабочих и крестьян от собственности, превращение их в наемных пролетариев, укоренение примитивного распределения благ, обещания об улучшении жизни, неизменно отодвигаемые на необозримое будущее; в нравственной - коллективистские взгляды, которые несмотря на многие положительные аспекты, поглотили личность как таковую; в духовной сфере - господство штампов, клише и мифов; в области национальной - осуществление политики этноцида, преследование целых народов, уничтожение интеллектуальной элиты, подавление национального самосознания народов, духа свободолюбия, господство великодержавной идеологии и практики.
Последствия: В результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. В 1947 году Бекмаханов подготовил монографию «Казахстан в 20-40-е годы XIX века». Взгляды ученого были объявлены националистическими и политически вредными. 4 декабря 1952 года он был осужден на 25 лет и лишь после смерти И. Сталина, весной 1954 Е. Бекмаханов вернулся в Казахстан. Таких случаев очень много.
Политическим обвинениям поверглись ученые А. Жубанов, Б. Сулейменов и другие. Многие выдающиеся ученые К.И. Сат-паев и М.О. Ауэзов из-за гонений были вынуждены уехать из Казахстана в Москву. Так страна потеряла очень много ученых и светил того времени.
На карте СССР появилась целая сеть ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения). Специальные управления ГУЛАГа объединяли многие ИТЛ в разных районах страны: Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Дальстрой НКВД/МВД СССР, Соловецкий ИТЛ (УСЛОН), Беломорско-Балтийский ИТЛ и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и др.
В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. Слово и понятие ГУЛАГ активно вошло в русский язык с появлением книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», которая, несмотря на то что была впервые издана на Западе (1973), очень широко распространялась в самиздате. «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем советского тоталитарного режима.
Опираясь на приведенные архивные данные ОГПУ—НКВД—МВД СССР, можно сделать промежуточный, но, как представляется, весьма достоверный вывод: в годы сталинизма по политическим мотивам было направлено в лагеря и колонии 3,4-3,7 млн. человек.
- 1 Вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
- 2 Вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
- 3 Вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
- 4 Вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. До н.Э.).
- 5 Вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.
- 6 Вопрос: Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский каганаты - политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура.
- 7 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Карлуков, Караханидов, Каракитаев)
- 8 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Огузов, Кимаков, Кипчаков).
- 9 Вопрос: Культура средневекового Казахстана. Города, ремесла, наука, литература (VI - XII вв.).
- 10 Вопрос: Великий Шелковый путь - становление, функции, основные трассы и историческое значение.
- 11 Вопрос: Монголо-татарское нашествие и его последствия для Казахстана. Казахстан в составе Монгольской империи.
- 12 Вопрос: Золотая Орда, Ак-Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 13 Вопрос: Государство Могулистан, ханство Тимура, Завоевательные походы эмира Тимура и их последствия для Казахстана.
- 14 Вопрос: Ханство Абулхаира, Ногайская Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 15 Вопрос: Исторические предпосылки, этнические компоненты, и основные этапы формирования казахского народа.
- 16 Вопрос: Исторические и социально-экономические предпосылки образования Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XV - начало XVI вв,
- 17 Вопрос: Укрепление и расширение Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVI веке.
- 18 Вопрос: Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVII - первой трети XVIII вв. Историческое значение деятельности Тауке-хана.
- 19 Вопрос: Система правления и социально-классовая структура в Казахском ханстве (XVI - XVII вв.1.
- 20 Вопрос: Борьба казахского народа против агрессии Джунгарии в XVII - первой трети XVIII вв.
- 22 Вопрос: Казахско-русские отношения в XVI - первой трети XVIII вв.
- 24 Вопрос: Казахско-русские отношения во второй половине XVIII века. Исторические портреты ханов Аблая и Абулхаира
- 25 Вопрос: Завершение присоединения Казахстана к России (20-е - 60-е годы XIX века). Историческая оценка значения и последствий присоединения Казахстана к России.
- 26 Вопрос: Политика царского правительства в Казахстане в первой половине XIX века. Административные реформы 20-х - 40-х годов XIX века.
- 27 Вопрос: Реформы Российского государства на территории Казахстана в 60-х - 90-х годах XIX в. - сущность, задачи I. Последствия.
- 28 Вопрос: Переселенческая аграрная политика царизма - сущность, этапы, последствия для Казахстана (вторая половина XIX - начало XX вв.).
- 30 Вопрос: Национально-освободительное движение в Казахстане в первой половине XIX века.
- 31 Вопрос: Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. Изменения в социально-классовой структуре казахского общества.
- 32 Вопрос: Вклад российских ученых, революционных разночинцев в изучение Казахстана и развитие культуры (вторая половина XVIII в. - XIX в.).
- 33 Вопрос Казахстан в годы первой русской революции (1905-1907гг.).
- 34 Вопрос: Казахстан в годы первой Мировой войны. Восстание 1916г. В Казахстане.
- 35 Вопрос: Февральская революция 1917 года. Мероприятия Временного правительства в Казахстане в период двоевластия (февраль - июль 1917 г.1.
- 38 Вопрос: Казахстан в годы гражданской войны и интервенции. (1918 - 1920 гг.)
- 39 Вопрос: Подготовка и образование Казахской асср. Объединение казахских земель в составе автономной республики (1920 - 1924 гг.).
- 40 Вопрос: Новая экономическая политика - сущность и задачи. Особенности нэПа в Казахстане.
- 41 Вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193с гг.).
- 42 Вопрос: Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане. Трагические последствия голода 1931 - 1933 гг.
- 43 Вопрос: Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в Казахстане в 20-е - 30-е годы XX века.
- 44 Вопрос: Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
- 45 Вопрос: Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
- 46 Вопрос: Общественно-политическая жизнь в Казахской сср (1946 - 1970 гг.).
- 47 Вопрос: Индустриальное развитие Казахстана в 1946 - 1970 гг. Диспропорции в промышленном развитии и их последствия,
- 48 Вопрос: Развитие сельского хозяйства в Казахстане в 1946-1970 гг. Освоение целины - значение и последствия.
- 49 Вопрос: Культ личности Сталина и его последствия для Казахстана.
- 50 Вопрос: Нарастание негативных явлений в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана в 70-е -80-е годы XX века. Углубление экологического кризиса.
- 51 Вопрос: Казахстан в годы перестройки. Декабрьские события 1986 года и их значение.
- 52 Вопрос: Образование и становление суверенного государства Казахстан. Принятие первой Конституции независимого Казахстана (1990 - 1993 гг.).
- 53 Вопрос: Обсуждение и основное содержание Конституции 1995 года, Государственные символы Республики Казахстан.
- 54 Вопрос: Становление и развитие института президентства в Республике Казахстан.
- 55 Вопрос: Общая характеристика государственно-политического устройства независимого Казахстана. Политические партии и их роль в современных условиях.
- 56 Вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.
- 57 Вопрос: Внешняя политика Республики Казахстан в условиях независимости.