56 Вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.
Социальное развитие Республики Казахстан в современных условиях - тенденции, успехи, проблемы. Программа социальных преобразований на селе (ауле) на 2003 - 2005 гг.: содержание, значение.
Социальное развитие: Социальная политика - одно из главных и, пожалуй, самых объемны: направлений внутренней политики государства. Социальная сфера охватывает такие проблемы как здравоохранение, образование, социальная зашита, продолжительность и качество жизни, вопросы культуры, науки, молодежи и др.
Согласно мировой практике, во многих концепциях общественного развития социальные реформы определяются как приоритетное направление государственной политики, ибо являются потенциально конфликтообразующим фактором (фоном) общественно-политических изменений. Социальна политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами различных социальных слоев и групп и в конечном итоге обеспечивать определенный уровень равновесия в общественной жизни. Реализуется социальная политика как через государственные «одномоментные решения» (социальные мероприятия), так и через социальные программы, концепции.
В социальном развитии республики можно выделить определенные периоды или стадии. В первые годы независимости наблюдалось резкое падание уровня жизни населения как следствие 1) тяжелой, кризисной ситуации в экономике; 2) дестабилизации прежней государственной социальной инфраструктуры и несозданной новой. В результате в стране сократился объем бесплатных услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания, лавинообразно росла инфляция и т.д. Главной целью социальной политики в этих условиях являлось не допустить социального кризиса, обеспечит поддержку наиболее незащищенных слоев, насытить потребительский рынок услугами и товарами. И хотя в целом социальная политика и механизм с осуществления не носили комплексного характера, уровень государственного бюджета в наиболее тяжелые годы (1993-1995гг.) на статьи социального обеспечения составлял более 1/3 расходов государства.
В настоящее время продолжается с одной стороны, реформирование различных направлений социального развития (обсуждение нового Закона о социальном страховании, совершенствование системы пенсионного обеспечения, особенно в плане пенсионных фондов, разработка программы социальных преобразований на селе и др.). С другой стороны, можно выделить ряд устойчивых социальных показателей, свидетельствующих о положительных изменениях в обществе в целом:
- стабильность и своевременность выплаты заработной платы в бюджетных организациях, пенсий и социальных пособий; ежегодное повышение минимального размера пенсий;
- увеличение числа рабочих мест.
- дополнительные ассигнования (от 20 % и более) были изысканы правительством на здравоохранение (восстановление горячего питания, увеличение ассортимента лекарств в стационарных отделениях и т.д.), завершение компьютеризации школ, на возрождение учреждений культуры, и в первую очередь библиотек, кинотеатров, детских клубов и центров и др.
Несмотря на увеличение рабочих мест, по-прежнему остро стоит проблема безработицы. По информации Министерства экономики в 2001 году число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно искали его) превысило 780 тыс. (это меньше на 14 % или 126 тыс. 2000 г), в 2002 году эта цифра равнялась 690,7 тыс. Несмотря на тенденцию к снижению, это тем не менее, высокие цифры, не включающие в себя скрытую безработицу (частичная работа предприятий, неполная занятость и т.д.). Особенно тревожными симптомами является то, что более половины обращающихся в соответствующие органы в поисках работы - женщины и около 30% молодежь. На селе же по результатам соцопроса при составлении «Отчета о человеческом развитии» 65,5% женщин и 53.2% мужчин в 2002 г. считали себя безработными, хотя по официальной статистики их число не превышает 30 %. В целом по Республике уровень безработных к экономически активному населению составлял в 2001 г. 10.4%. а в 2002 г.-10%.
Программа социальных преобразований на селе:
- отстранение местной администрации от вмешательства в рыночные отношения;
- проведение приватизации псевдочастных хозяйств с четкой натурной персонификацией личной собственности и наделов;
- оздоровление экономики села через механизмы банкротства;
- удешевление кредитов, в первую очередь для фермеров и настоящих частных хозяйств;
- развитие малого и среднего бизнеса на селе за счет займов у Азиатского и Европейского банков реконструкции и развития, помощи других организаций и стран-доноров;
- привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций;
- обеспечение содействия фермерам в сбыте продукции;
- решение проблем водоснабжения и ирригации;
- обеспечение по линии всех министерств и фондов приоритетное финансирование проблем села.
Экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости - трудности, особенности, основные этапы и тенденции.
Осуществление Казахстаном качественно новой стратегии развития экономики в условиях независимости заключалось и заключается в следующем:
- разрыв союзной системы подчинения и создание самостоятельной структуры управления экономикой;
- переход от командно-административной к рыночной экономике;
- налаживание прямых экономико-политических отношений со странами мира;
- установление собственной денежной системы;
- разработка национальной экспортоориентированной стратегии;
- эффективное использование энергетических ресурсов Казахстана, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи;
- стабилизация экономической ситуации;
- экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
На процесс строительства в республике новых экономических отношений оказывали влияние множество негативных факторов - разрыв установившихся связей, неконкурентность выпускаемой, продукции на внешнем и внутреннем рынке, низкая покупательная способность населения, отток квалифицированных кадров и т.д. Весьма тяжело на первом этапе реформ сказывались отсутствие собственной продуманной экономической стратегии и соответственно сбалансированных правительственных программ, а также слабость законодательной базы. В целом в экономике Казахстана можно выделить ряд черт (особенностей), которые объективно как положительно, так и отрицательно влияли на процессы преобразований в данной сфере в условиях обретения независимости:
- наличие больших природных богатств;
- высокая степень огосударствления экономики;
- влияние других стран на национальную экономику, с которыми имелись тесные межгосударственные экономические, этнические, политические и другие отношения;
- достаточно узкий и не емкий внутренний потребительский рынок.
Преодоление трудностей объективного и субъективного характера, ход реализации каждого направления в экономическом развитии сопровождались и будут сопровождаться как успехами, так и промахами, откатами назад. Конкретный, детальный анализ в данном случае - прерогатива экономических наук, специалистов соответствующих профилей.
Самое важное - это то, что итоги развития республики за прошедшие годы независимости подтверждают правильность сделанного выбора - модели открытой рыночной экономики. Это - свобода предпринимательства, развитие всех форм собственности, новые финансовые, налоговые, бюджетные и банковские системы, развитие частных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса и т.д. Следует отметить, что в запуске рыночного механизма Казахстану пришлось преодолеть полосу тяжелою кризиса (1992 1995 гг.). Падение производства, валового промышленного продукта, безработица (особенно скрытая, в связи с частичной или полной остановкой предприятий), неплатежи внешние и внутренние и другие показатели достигали в эти годы критической отметки (например, спад производства составлял первые 3 года реформ более 40%, годовой уровень инфляции - более 1200 %, а к концу 1993 г. - 2265 %).
Преодоление глубокого кризиса, недопущение острых социальных и национальных катаклизмов как наиболее тяжелых его проявлений - один ил главных итогов экономического развития современного Казахстана. Сегодня в экономической ситуации ученые-аналитики главной тенденцией выделяют переход от этапа стабилизации (1996-1998/99 гг.) к политике экономического роста (с 2000 г.). На международном уровне Республика признана страной с рыночной экономикой.
Важные и интересные данные, свидетельствующие о позитивных изменениях в сфере экономики на рубеже 2000-2001 г., содержатся в послании Президента Н.А. Назарбаева «О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год.
- прирост ВВП (валового внутреннего продукта) в I полугодии 2001 г. составил 14 % по отношению к 2000 г.;
- рост сельскохозяйственного производства составил более 5 %;
- дала хорошие результаты политика импортозамещения: в 2001 г. заключено отечественными товаропроизводителями договоров с сырьевым сектором экономики на 220 млн. $. или 2,2 раза больше, чем в 2000 г.
Объем производства в машиностроении вырос на 40 %, текстильной и швейной промышленности - на 20 %.
- благодаря иностранным инвестициям восстановлены практически все крупные и много средних предприятий;
- продолжается развитие железных дорог; начато строительство важной ж/д магистрали Донское - Краснооктябрьский рудник, которая соединит центральные районы страны с западным регионом;
- идет рост внутренних инвестиций в экономику, чему в немалой степени способствовала успешно осуществленная акция по легализации денег наших граждан (введено в официальный учет более 0,5 млрд. $.)■ В целом кредитные вложения банков в экономику составили 397 млрд. тенге или 2,5 млрд.$, что намного больше, чем 2 года назад.
- депозиты физических лиц в банках страны превысили 150 млрд. тенге или более 1 $.
- реализуется крупная общенациональная задача по строительству и обустройству новой столицы - Астаны, восстанавливаются областные центры - (Кокшетау, Талдыкорган), города и поселки страны.
В качестве важнейшей стратегической линии Президентом страны особо выделено следующее: развитие экономики республики должно минимально зависеть от ухудшения или улучшения ситуации на мировом уровне. Именно этому должны быть подчинены все Программы Правительства и Национального банка, как текущие, так и долгосрочные. На период до 2010 г. приоритетными целями в экономическом развитии республики определяются:
- дальнейшее формирование устойчивой и конкурентоспособной в отдельных секторах экономики;
- увеличение, как минимум вдвое, объема валового внутреннего продукта;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- увеличение присутствия национального капитала в важнейших отраслях экономики и др.;
Одной из характерных черт и важным направлением экономического развития РК. как отмечалось выше, является привлечение иностранных инвестиций.
Численный и национальный состав Республики Казахстан на современном этапе. Миграционные процессы -тенденции и последствия.
В настоящее время численность многонационального государства Казахстан составляет около 15 млн. чел. Пик численности жителей республики приходился на 1989-1991 г.(по данным всеобщей переписи в СССР 1989 г в Казахстане проживало 16 млн. 200 тыс., на 1 января 1990 г. - 16 млн. 700 тыс., в 1991 г. - 17, 1 млн. чел.) По казахстанской переписи 1999 (28 февраля - 4 марта) общая численность населения в нашей республике составляла 14 млн. 953,1тыс. Национальный состав Республики представлен 130 национальностями, среди которых наиболее многочисленными являются казахи - 7.985 тыс. или 53,4 % (в 1989 г. соответственно 6.496,9 или 40,2 %) и русские - 4 млн. 479,6 тыс. или 30 % населения (в 1989 г. соответственно 6.062 тыс." или 37,4 %). Вторая по численности диаспора в политэническом Казахстане украинская. 896240 чел. Белорусов проживало на 1999 г. в нашем государстве 182601 чел.
После размежевания Средней Азии в 1924 г. большое количество узбеков осталось жить в Сырдарьинской губернии (ныне районы Южно-Казахстанской и Жамбылской областей). После русских и украинцев узбеки составляют третью по численности диаспору Казахстана - 370663 чел.
В 1926 г. (по данным переписи указанного года) в Казахстане проживало 42 корейца. В результате массового переселения в Казахстан (в 1938-1942 гг.) корейская диаспора ныне составляет 99657 человек. Одной из самых мощных диаспор в республике в конце 1980-х являлась немецкая ~ 1 млн, чел. Сегодня немцев проживает в нашей стране около 180 тыс., значительная часть из них в Карагандинской и Акмолинской областях.
В Казахстане живут представители практически всех многочисленных народностей Кавказа: азербайджанцы - 78295; чеченцы - 31799; ингуши 16893; армяне - 14758 и т.д.
По переписи 1926 г. проживало в нашей республике 157 греков. На 1999 г. казахстанские греки стоят на 21 месте, их диаспора составляет 12703 человека.
Казахстан сегодня стал родиной для многих древнейших народов, государственность которых в далеком историческом прошлом. Ассирийцев проживает у нас всего 472 человека и они очень бережно хранят память о своем великом народе и его традициях. Проживают также абазины и белуджи, вепцы и гагаузы, долганы и ливы, нганасаны и орочи, цахуры и юкагиры, И хотя численность их колеблется от нескольких сот до единиц, они вносят уникальный вклад в многонациональную культуру Казахстана.
Наша республика волею судеб и истории стала родиной и для многих других народов - татар, курдов, болгар, латышей, литовцев, поляков.
Из областей по численности первое место занимает Южно-Казахстанская обл. (более 2 млн. чел.). Национальный состав республики по областям неоднороден. Наибольшее число казахского этноса проживает в Южно-Казахстанской, Кызылордин-ской, Мангистауской, Атырауской областях (до 90%). В нашей Карагандинской области проживало на 03.1999 .г. 1 млн. 382 тыс. чел., из них 37,5% казахов. Крупнейшие города республики - Алматы (более 1 млн.), Караганда (~ 600 тыс.), Астана (на 2002 г. свыше 500 тыс.), Шымкент - более 400 тыс., Павлодар, Семипалатинск - более 300 тыс чел. и др. Всего в республике насчитывается более 80 городов, где сосредоточенно 56,4 % жителей. В Темиртау (до 1945 г. поселок Самаркандский) ныне свыше 170 тыс. жителей, из них более 13 % составляют казахи.
По численности населения наша республика занимает 50-51 место в мире, а казахский этнос - 70 место из 2000 этносов. За пределами государства проживает 4,3 млн. казахов. Самая крупная казахская диаспора за рубежом в Китае - 1 млн. 259 тыс., затем в России - более 1 млн. чел.; много наших соотечественников проживает в Узбекистане - 979 тыс., Монголии - 10" тыс., Туркмении - 87 тыс., Киргизии - 42 тыс.
Возвращение представителей казахского народа из-за рубежа является важным источником роста численности населения в республике. Но в силу ряда причин число возвращенцев не столь велико (по сравнению с казахской диаспорой за рубежом) и особенно в первые годы независимости многие вторично покидали историческую родину. Так, с 1991 г. по апрель 2001 г. прибыло в Казахстан оралманов более 260 тысяч, не прижилось и вернулось назад из них 75 тыс. человек.
Основная причина нестабильности и уменьшения численности населения в стране - миграционные процессы. Пик их приходится на 1993-1996 гг. Самым «выездным» в Республике называют 1994 год, когда из страны выехало ~ 500 тыс., а въехало ~ 70 тыс. За 1991-2000 гг. по международной миграции в Казахстан прибыло 788,2 тыс. и выбыло 2 млн. 757,8 тыс. чел. Отрицательное сальдо миграции населения за этот период составило 1 млн. 969,6 тыс. чел.
На сегодняшний день обозначилась и сохраняется тенденция снижения числа мигрантов. По сравнению с 1996 г. уехавших стало меньше в 2000 -2002 гг. на 4,2%, а в сравнении с 1992-1996 гг. - почти на 30%. За последние 3 года число убывающих и прибывающих стабилизировалось и составляет соответственно - 100 тыс. и ~ 40 - 50 тыс. человек.
Национальный состав эмигрантов представлен преимущественно русскими и немцами. Из числа выбывших русские составили более половины (57,1 %) или - 1,4 млн. чел., немцы - 21,8 %. Наибольшее число выбывших по внешней миграции отмечалось из Костанайской и Карагандинской областей. Основные иммиграционные потоки идут из таких стран, как Китай. Узбекистан, Монголия, Россия и др.
В 2002 году в нашей Республике впервые за период с 1995 гола численность населения (с учетом миграции) не уменьшилась, а увеличилась на 15,9 тыс. чел. (по данным Агентства РК по миграции и демографии Время, 6 марта 2003 года.) и составила на 1.11.2002 года 14835,7 тыс. чел.
- 1 Вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
- 2 Вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
- 3 Вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
- 4 Вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. До н.Э.).
- 5 Вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.
- 6 Вопрос: Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский каганаты - политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура.
- 7 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Карлуков, Караханидов, Каракитаев)
- 8 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Огузов, Кимаков, Кипчаков).
- 9 Вопрос: Культура средневекового Казахстана. Города, ремесла, наука, литература (VI - XII вв.).
- 10 Вопрос: Великий Шелковый путь - становление, функции, основные трассы и историческое значение.
- 11 Вопрос: Монголо-татарское нашествие и его последствия для Казахстана. Казахстан в составе Монгольской империи.
- 12 Вопрос: Золотая Орда, Ак-Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 13 Вопрос: Государство Могулистан, ханство Тимура, Завоевательные походы эмира Тимура и их последствия для Казахстана.
- 14 Вопрос: Ханство Абулхаира, Ногайская Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 15 Вопрос: Исторические предпосылки, этнические компоненты, и основные этапы формирования казахского народа.
- 16 Вопрос: Исторические и социально-экономические предпосылки образования Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XV - начало XVI вв,
- 17 Вопрос: Укрепление и расширение Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVI веке.
- 18 Вопрос: Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVII - первой трети XVIII вв. Историческое значение деятельности Тауке-хана.
- 19 Вопрос: Система правления и социально-классовая структура в Казахском ханстве (XVI - XVII вв.1.
- 20 Вопрос: Борьба казахского народа против агрессии Джунгарии в XVII - первой трети XVIII вв.
- 22 Вопрос: Казахско-русские отношения в XVI - первой трети XVIII вв.
- 24 Вопрос: Казахско-русские отношения во второй половине XVIII века. Исторические портреты ханов Аблая и Абулхаира
- 25 Вопрос: Завершение присоединения Казахстана к России (20-е - 60-е годы XIX века). Историческая оценка значения и последствий присоединения Казахстана к России.
- 26 Вопрос: Политика царского правительства в Казахстане в первой половине XIX века. Административные реформы 20-х - 40-х годов XIX века.
- 27 Вопрос: Реформы Российского государства на территории Казахстана в 60-х - 90-х годах XIX в. - сущность, задачи I. Последствия.
- 28 Вопрос: Переселенческая аграрная политика царизма - сущность, этапы, последствия для Казахстана (вторая половина XIX - начало XX вв.).
- 30 Вопрос: Национально-освободительное движение в Казахстане в первой половине XIX века.
- 31 Вопрос: Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. Изменения в социально-классовой структуре казахского общества.
- 32 Вопрос: Вклад российских ученых, революционных разночинцев в изучение Казахстана и развитие культуры (вторая половина XVIII в. - XIX в.).
- 33 Вопрос Казахстан в годы первой русской революции (1905-1907гг.).
- 34 Вопрос: Казахстан в годы первой Мировой войны. Восстание 1916г. В Казахстане.
- 35 Вопрос: Февральская революция 1917 года. Мероприятия Временного правительства в Казахстане в период двоевластия (февраль - июль 1917 г.1.
- 38 Вопрос: Казахстан в годы гражданской войны и интервенции. (1918 - 1920 гг.)
- 39 Вопрос: Подготовка и образование Казахской асср. Объединение казахских земель в составе автономной республики (1920 - 1924 гг.).
- 40 Вопрос: Новая экономическая политика - сущность и задачи. Особенности нэПа в Казахстане.
- 41 Вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193с гг.).
- 42 Вопрос: Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане. Трагические последствия голода 1931 - 1933 гг.
- 43 Вопрос: Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в Казахстане в 20-е - 30-е годы XX века.
- 44 Вопрос: Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
- 45 Вопрос: Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
- 46 Вопрос: Общественно-политическая жизнь в Казахской сср (1946 - 1970 гг.).
- 47 Вопрос: Индустриальное развитие Казахстана в 1946 - 1970 гг. Диспропорции в промышленном развитии и их последствия,
- 48 Вопрос: Развитие сельского хозяйства в Казахстане в 1946-1970 гг. Освоение целины - значение и последствия.
- 49 Вопрос: Культ личности Сталина и его последствия для Казахстана.
- 50 Вопрос: Нарастание негативных явлений в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана в 70-е -80-е годы XX века. Углубление экологического кризиса.
- 51 Вопрос: Казахстан в годы перестройки. Декабрьские события 1986 года и их значение.
- 52 Вопрос: Образование и становление суверенного государства Казахстан. Принятие первой Конституции независимого Казахстана (1990 - 1993 гг.).
- 53 Вопрос: Обсуждение и основное содержание Конституции 1995 года, Государственные символы Республики Казахстан.
- 54 Вопрос: Становление и развитие института президентства в Республике Казахстан.
- 55 Вопрос: Общая характеристика государственно-политического устройства независимого Казахстана. Политические партии и их роль в современных условиях.
- 56 Вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.
- 57 Вопрос: Внешняя политика Республики Казахстан в условиях независимости.