logo
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

10 Вопрос: Великий Шелковый путь - становление, функции, основные трассы и историческое значение.

Становление: Великий шелковый путь, торгово-обменный путь гигантской протяженности, шедший из центральных рай­онов Китая в Индию и Переднюю Азию, а в первые века н.э. связывавший великие империи древности - Китай, Парфию и Древний Рим. Название предложено в 1870-х годах крупнейшим немецким исследователем Центральной и Восточной Азии бароном Фердинандом фон Рихтгофеном.

Нельзя сказать, что Шелковый путь функционировал в течение своей длительной истории от II века до н.э. до первой по­ловины XX века с одинаковой интенсивностью. Периодами движение на нем затухало, иногда он разбивался на отдельные отрезки, в пределах которых караванная торговля осуществлялась нормально, а между этими отрезками оказывались про­странства, для торговли непреодолимые. В какой-то мере интенсивность движения по всей трассе активизировалась в перио­ды, когда очередная династия в Китае утверждала свое административно-бюрократическое господство и имела достаточно политических, вооруженных и экономических сил для того, чтобы обеспечивать безопасность пути и организованность движе­ния по нему вплоть до Кашгара.

Функции: Этим путем китайские товары, разрешенные правительством к вывозу, распространялись по обширным про­странствам Азии и достигали Европы. Великий шелковый путь был не просто торговой дорогой, а путем переселений и мигра­ций. По нему перемещались огромные массы населения как в западном направлении, в частности, в связи с Великим пересе­лением народов, так и в восточном. Так, значительное число жителей Средней Азии, Ирана бежало по этому пути в направле­нии Китая в период наиболее активных арабских завоеваний в VII - VIII вв. Вместе с этим населением распространялись в Китае зороастризм, несторианские толки христианства, манихейство. Ранее этим же путем на рубеже нашей эры пришел в Китай индийский буддизм.

Основными видами продукции, которые проходили по этому пути были шелк и различного рода украшения, ювелирные изделия из меди, серебра, золота. До VIII века в Европу непосредственно доставлялись, пусть и не в большом числе, китай­ские шелковые ткани. Официально Китай всегда препятствовал распространению шелководства вне своих пределов и ограни­чивал вывоз металлических изделий. Первоначально для торговли на некитайских территориях использовались бракованные шелковые ткани. В дальнейшем их в значительной мере замещает продукция среднеазиатского шелкоткачества, возникнове­ние которого находится в прямой зависимости от Китая (существуют легенды, описывающие, как первые поколения шелко­пряда, его зародыши (грена) были доставлены в Среднюю Азию в расщепленных бамбуковых посохах буддийских монахов). Металлические предметы поставлялись также те, что вышли из употребления в самом Китае.

Так, знаменитые китайские зеркала типов TVL появляются вне пределов Китая по мере того, как благопожелательные надписи на них частично или полностью табуируются (запрещаются) в пределах самой империи. Вообще, появление большого числа именно зеркал на трассах Шелкового пути, быть может, связано также и с мистическим значением зеркала — способно­стью определенных видов зеркал (как указывают китайские источники и фольклор) отражать и даже уничтожать злых духов. Значение зеркала как оберега, по всей видимости, сыграло не последнюю роль в распространении этого вида продукции по торговым трассам. В Китай по Шелковому пути попадала масса диковинок из стран азиатского мира. Поставлялись красители, воск, экзотические звери, художественные изделия, хотя производство их благодаря миграциям ремесленников налаживалось и непосредственно в культурных центрах и оазисах, через которые проходил Шелковый путь.

Основные трассы: В пределах Китая они шли от прежних столиц страны Чанъани и Лояна вдоль Великой китайской сте­ны, кончавшейся в Ганьсу невдалеке от Дуньхуана, одного из всемирно известных центров китайской буддийской культуры. Далее, в пределах центрально-азиатских пустынь трассы разветвлялись.

Южная трасса, следовавшая вдоль отрогов плоскогорья Тибета, шла на Хотан, Херкент, Кашгар, северная - через Хали, Турфанский оазис, Урумчи и Кульчжу выходила в Семиречье, далее через горные перевалы одна из трасс выходила к Кветте и протягивалась к северо-восточному побережью Индии, другие трассы направлялись по другим перевалам, достигая Пешавара, Кабула, Герата. Вне горных территорий путь мог ветвиться, и более мелкие трассы уходили к второстепенным торговым пунк­там.

Историческое значение: Дороги на территории Китая и в окружающих его полупустынных, степных и горных простран­ствах складывались на протяжении длительного времени. Большинство из них прослеживаются достаточно внятно уже с эпохи бронзы. Конечно, в те времена, как и в раннем железном веке, речь могла идти не о торгово-обменных дорогах, а о дорогах переселений, миграций, набегов, динамичных военных действий, где кочевые племена вступали в непосредственное военное соприкосновение с армиями китайских властителей. Таких дорог действительно было много - одни уходили на север, в При­амурье и Приморье, другие - в монгольские забайкальские степи, третьи - в Туркестан и Казахстан. Однако большинство этих дорог не связывали каких-то крупных административно-политических или торговых центров, которые могли бы поглощать избыточную продукцию китайского производства. Поэтому трасса Великого шелкового пути, шедшая к крупнейшим центрам индийской, ближневосточной и европейской торговли, с момента своего формирования (как полагают, во II веке до н.э.) при­обрела в Евразии совершенно особую роль.

Если в древности, в эпоху Ханьской династии, когда в течение более двух столетий проходило завоевание и освоение ки­тайцами западного края (в современных пределах Синузяна), дорога была строго регламентирована возможностью создания и поддержания военных центров и крепостей. То в более поздний период во всех местах, пригодных для обитания, распростра­нилась масса ремесленных, торговых, земледельческих культурных центров, в частности, расположенных в Турфанском оази­се, а позднее - в Кашгаре.