logo
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

41 Вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193с гг.).

Индустриализация в СССР - это инициированный партией большевиков во главе со И. В. Сталиным процесс создания со­временной промышленности (техническая модернизация) и индустриального общества. Постепенная индустриализация шла е России со времен промышленного переворота 19 века. Но со всей остротой эта проблема стала в СССР в 1920-е гг. «Лева? оппозиция» требовала ускорения темпов индустриализации, а «правый уклон» — эволюционного экономического развития, постепенного накопления средств для строительства новых промышленных предприятий. Неспособность нэпа обеспечить бы­струю техническую модернизацию производства стала важнейшей причиной его свертывания в 1929.

Датой введения в действие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР принято считать 1 октября

1928 года. Однако фактически выполнение заданий первой пятилетки началось до ее окончательного утверждения.

Трудности: Обстановка, в которой советскому народу, руководимому Коммунистической партией, пришлось осуществлять индустриализацию, была очень сложной и трудной. Трудности вытекали из напряженности самого плана, необходимости бы­стрейшего преодоления технико-экономической отсталости страны, из сложности задачи перевода миллиона распыленных крестьянских хозяйств на рельсы социализма, из факта капиталистического окружения нашей страны и сопротивления капи­талистических элементов внутри ее. Однако трудности не пугали трудящихся первой в мире Страны Советов. Темпы развития экономики в целом, промышленности - в особенности, быстро нарастали. В результате развертывания социалистического со­ревнования были достигнуты значительные успехи уже в первом году пятилетки.

Особенности осуществления: С самого начала индустриализации центральными органами Союза была определена сырьевая направленность развития промышленности Казахстана. Ставка была сделана на разработку его богатейших недр, на развитие добывающих отраслей - цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В конце 20 - начале 30-х годов практически вся территория Казахстана была охвачена экспедициями по изучению его природных ресурсов. В 1928-

1929 годах в республике работало 50 геологических партий, в 1931 году - более 140.

Одним из крупных объектов индустриализации стало строительство Туркестаносибирской железной дороги (Турксиб). Со­оружение дороги, соединяющей Сибирь со Средней Азией, протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года. Стройка приобрела всенародный характер. 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. Крупными строй­ками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический ком­бинаты, началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР.

Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличи­лось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината -были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косша-гыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой.

В годы индустриализации были построены и крупные предприятия пищевой промышленности: Семипалатинский мясоком­бинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Тал­ды-Кургане.

Итоги: Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отрас­лью, в 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш и дру­гие. Если в 1926 году в Казахстане было 44 города и поселка городского типа, то в 1939 году стало 81. Доля городского насе­ления соответственно возросла с 8,2 до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие составляли 10,7% занятых в народном хозяйстве, в 1939 году их стало 33,8%

Вместе с тем индустриализация имела и негативные последствия. Она потребовала огромных средств, и эти средства до­бывались из перекачки сельского хозяйства и внутреннего займа. Индустриализация в рамках Союза привела к тому, что про­мышленность Казахстана имела сырьевую направленность. Отсутствовали предприятия по переработке нефти, газа, металлов; предприятия машиностроения, станкостроения, приборостроения, автомобиле строения. Казахстан отставал по удельному весу в электробалансе страны, по наличию и эксплуатации железных дорог. Увеличивался миграционный поток в Казахстан. Это были переселенцы из России, Украины, Белоруссии и других регионов страны, В 1928-1939 годах механический прирост насе­ления городов Казахстана за счет миграции составил 1,8 млн. человек. В результате голода 20-30-х годов и миграционных процессов доля казахов в общей массе населения Казахстана сократилась в 1939 году до 38%.