57 Вопрос: Внешняя политика Республики Казахстан в условиях независимости.
Основополагающими принципами взаимоотношений Республики Казахстан с другими государствами в области внешней политики являются уважение принципов и норм международного права; сотрудничество и добрососедские отношения; равенство и невмешательство во внутренние дела друг друга; мирное разрешение международных споров; отказ от применения первыми вооруженной силы
Независимый Казахстан твердо придерживается этих принципов в строительстве своей внешнеполитической деятельности. Казахстанское государство является единственным государством в мире, в одностороннем порядке принявшее решение о ликвидации ядерного арсенала и закрытии Семипалатинского полигона. Отказавшись от «ядерного щита», Казахстан получил шит куда более надежный - гарантии независимости со стороны всех государств - постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Важнейшими шагами молодого независимого государства стало вступление (март 1992 г.) в ООН - главную структуру мира по координации международного сотрудничества, обретение членства в крупнейших финансовых структурах (Международном Валютном Фонде, Международном и Европейском Банках Реконструкции и Развития Народного Хозяйства, Азиатском банке и т.д.), установление тесного сотрудничества в рамках ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Укрепляется взаимодействие и расширяется сотрудничество с такими авторитетными международными структурами, как МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСКО. ПРООН (Программа развития для государств - членов ООН), ЮНЕП (Охрана окружающей среды), ВОЗ, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), ОИК (Организация исламской конференции) и многими другими.
Наша Республика сегодня - полноправный член мирового сообщества. Казахстан участник более 50 международных конвенций, пактов и соглашений, член более 70 международных организаций, признан 155 государствами мира и имеет с ними дипломатическое отношение (более 40 государств имеют у нас свои посольства). Внешняя политика нашего государства мно-говекторна и ориентирована на развитие дружественных отношений со всеми странами.
Главной целью внешнеполитической деятельности РК всегда будет обеспечение национальной безопасности и сохранение государственности, Это является первым стратегическим приоритетом развития Казахстана, изначальным из всех необходимых условий, в рамках которых осуществляется, поступательный и устойчивый рост государства,
В процессе глобализации, когда мир становится все более взаимозависимым, гарантией безопасности являются коллективные усилия в русле многостороннего сотрудничества. Именно так надо понимать приоритетность внешней политики Казахстана по созданию пояса доверия и добрососедства по всему периметру границ республики. Уже в ходе подписания Алма-атинской декларации (дек. 1991 г.) главами 11 бывших союзных республик, заложившей основы Содружества Независимых государств (СНГ), в числе главных ставился вопрос о тесном сотрудничестве в военно-политической сфере.
Задачи и цели РК по обеспечению региональной безопасности, сохранению мира и стабильности, осуществляются в рамках различного уровня межгосударственных договоров и соглашений, региональных интегрированных организаций и структур, в числе которых можно выделить:
1. Договор о коллективной безопасности (ДКБ), учрежденный в 1992 году в Ташкенте главами России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Грузии и Узбекистана. ДКБ является основополагающим военно-политическим договором между государствами членами СНГ, предусматривающим сохранение общего военно-стратегического пространства и оказание взаимной помощи. За годы существования менялось количество участников - подписантов (максимальное составляло 11 стран). В 2002 г. из ДКБ вышли Грузия; Узбекистан и Азербайджан, но несмотря на этот факт, указанный военно-политический договор имеет большие перспективы для развития в современных условиях. Сегодня эта структура (военно-политический союз) носит название Организации Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), а Генеральным секретарем ее является Валерий Николаенко (Россия).
2. Шанхайская пятерка или ШОС. Организация названа по числу стран-подписантов Московских и Пекинских межгосударственных соглашений (Казахстан. Китай. Кыргызстан. Россия и Таджикистан) и преобразована весной 2001 г. в Шанхайскую организацию сотрудничества - ШОС (в 2001 году, к пятерке присоединился Узбекистан). Шанхайская организация - важный гарант безопасности стран в регионе, сыгравший немаловажную роль в разрешении пограничных проблем. Перспектива дальнейшего сотрудничества в рамках ШОС имеет надежную почву - участники исторически связаны общей границей, экономическими интересами, общей целью на предмет участия в борьбе с международным терроризмом, недопущении роста религиозного экстремизма и этносепаратизма в Центральной Азии и Чечне.
3. Совещание по взаимодействию и мером доверия в Азии (СВМДА). Инициатива по созданию данного органа была выдвинута Н.А. Назарбаевым на 47 сессии ООН 5 октября 1992 г. Многообразие сложнейших этнополитических конфликтов на Азиатском континенте и отсутствие эффективных механизмов предотвращения и управления локальными очагами напряжения - серьезная проблема мировой политики. Спустя 7 лет, 14 сентября 1999 г. в Алматы прошла встреча министров иностранных дел 15 государств членов СВМДА. в ходе которой была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами - членами данной организации. Усиление напряженности в арабо-израильских переговорах (начало 2001 г.), силовые акции США в Афганистане (после терактов 11 сентября 2001 г.), обострение индо-пакистанского конфликта (весна 2002 г., когда возникла реальная угроза ядерного противостояния), - затруднили созыв и отчасти работу Совещания. Первый полномасштабный форум СВМДА проходил в Алматы 3-4 июня 2002 год. Принятые документы (Алматинский пакт) свидетельствуют, что данная структура становится важным инструментом по координации сотрудничества на Азиатском континенте.
В достижении региональной и международной безопасности Казахстан осуществляет сотрудничество с ООН и НАТО. Под эгидой ООН в 1997 г. был создан Центральноазиатский миротворческий батальон (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан). В дальнейшем, вследствие различных подходов к концепции Центразбата, руководством Казахстана было принято решение создать самостоятельную единицу - Казахстанский миротворческий батальон (Казбат). Казахстан выступает за расширение сотрудничества в рамках ПИМ (Партнерство во имя мира) - в вопросах подготовки военных кадров, проведения совместных учений с НАТО, а главное - координации усилий в противодействии терроризму, экстремизму, обороту наркотиков, контрабанде оружия и др.
58 вопрос: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана «Казахстан 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (октябрь 1997 г.). Развитие Программы в последующих документах РК и выступлениях Н.А. Назарбаева,
Где мы находимся сегодня: В течение последних годов мы преследовали 2 главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным независимым государством. Многие сейчас готовы принять это как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории. Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, политические и экономические реформы. Указанные цели еще не достигнуты, хотя по отдельным направлениям имеются заметные результаты. Теперь важно глубоко осмыслить ситуацию, проанализировать наше развитие с точки зрения мирового опыта и сравнить степень реализации наших реформ и формирования новых институтов с лучшим мировым опытом. Не менее важно трезво проанализировать свои сильные и слабые стороны и только после этого разработать свою собственную стратегию.
Миссия Казахстана: Сегодня мы находимся на пороге больших возможностей. Многие из вас знают, как некоторые из беднейших стран в Азии выкарабкивались из нищеты в течение 30 лет и стали процветающими производительными государствами. Первыми были Корея, Тайвань и Сингапур, а сейчас к ним присоединились Малайзия, Индонезия и Таиланд. Изумительные темпы демонстрирует наш великий сосед - Китай. Разворачивает свою мощь и стать Индия и Бразилия. Мы искренне надеемся и уверены, что скоро обретет новый облик великой страны и дружественная Россия. Существуют ли причины, по которым Казахстан, со всеми его возможностями, не может добиться того же самого? Их нет. К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран.
Но такой Казахстан 2030 не создастся сам собой. Он будет построен нами исходя из наших желаний и нашей воли к успеху. Если мы не воспользуемся этой возможностью, если мы упустим дни и недели, не строя планы на будущее, не думая о будущем и не предпринимая конкретных действий сегодня, тогда нам некого будет винить кроме самих себя в случае неудачи.
Долгосрочные приоритетные цели: 1. Национальная безопасность. Обеспечить развитие Казахстана как независимого суверенного государства при сохранении полной территориальной целостности.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества. Сохранить и укрепить внутриполитическую стабильность и национальное единство, что позволит Казахстану претворить в жизнь национальную стратегию в течение нынешнего и последующих десятилетий.
3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Достичь реальных, устойчивых и возрастающих темпов экономического роста.
4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана. Постоянно улучшать условия жизни, здоровье, образование и возможности всех казахстанцев, улучшать экологическую среду,
5. Энергетические ресурсы. Эффективно использовать энергетические ресурсы Казахстана путем быстрого увеличения добычи и экспорта нефти и газа с целью получения доходов, которые будут способствовать устойчивому экономическому росту и улучшению жизни народа.
6. Инфраструктура, в особенности транспорт и связь. Развивать эти ключевые сектора таким образом, чтобы способствовать укреплению национальной безопасности, политической стабильности и экономическому росту.
7. Профессиональное государство. Создать эффективный и современный корпус государственных служащих Казахстана, преданных делу и способных выступать представителями народа в достижении наших приоритетных целей.
Национальная безопасность к 2000 году. - Инициирование через внешнеполитические институты государства стабильности уже складывающегося стратегического паритета вокруг Казахстана, который отвечал бы долгосрочным интересам нашей страны в геополитическом плане;
- Мы значительно продвинемся в укреплении наших отношений с Россией и Китаем, нашими центральноазиатскими соседями, исламскими государствами и Западом;
- В разработку Каспийского шельфа и Карачаганакского месторождения будут вовлечены крупные компании и капиталы США, России, Китая, Великобритании и других ведущих государств, что усилит заинтересованность ведущих держав в нашей независимости. Это обеспечит стабильность поставки топлива на мировые рынки;
- Усилия внешнеполитических и разведывательных органов будут сконцентрированы на обеспечении независимости и территориальной целостности государства;
- Будет разработана военная доктрина Казахстана, которая должна подлежать периодическому уточнению в зависимости от обстоятельств;
- Реализация демографической стратегии начнется преимущественно, в силу нехватки средств, с ее незатратных элементов, упомянутых выше. Но Правительство продолжит выплату пособий на детей и поддержку многодетных матерей.
8 конкретных заданий Правительству на 1998 год. Я определил наши задачи на следующие 3 года в контексте наших долгосрочных приоритетов, но помимо этого существует ряд задач, которые необходимо решить уже в следующем году.
1. Обеспечить полную и своевременную выплату пенсий, пособий и заработной платы в бюджетных организациях.
2. Выдать в течение года микрокредиты в сумме, эквивалентной 400$, сроком на 3 года не менее чем 30 тысячам наименее обеспеченных граждан для создания рабочих мест в первую очередь на селе.
3. Обеспечить, начиная с этого года, выдачу кредитов на развитие малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйства, создание рабочих мест на сумму не менее чем в 100 млн. $.
4. Приступить к реализации широкомасштабной программы компьютеризации школ, прежде всего в сельской местности, выделив на эти цели уже в 1998 году не менее 22 млн. $.
5. Обеспечить удешевление кредитов для крестьянских и фермерских хозяйств не менее чем на 2,5 млрд. тенге.
6. Начать общественную кампанию за здоровый образ жизни.
7. Приступить к началу реализации программы жилищного строительства, выделив на эти цели не менее 40 млн. $. В апреле 1998 года доложить общественности о принципах и ожидаемых результатах реализации этой программы.
8. Обеспечить полную посещаемость детьми школ.
Настоящее Послание подготовлено в рамках моих конституционных обязанностей выступать с ежегодными посланиями к народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики. Последующие ежегодные послания Президента народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики будут содержать оценку реализации долгосрочной стратегии, а также определять конкретные задачи на предстоящий год.
- 1 Вопрос: Предмет истории Казахстана - задачи изучения курса, периодизация и источники, историография.
- 2 Вопрос: Каменный век на территории Казахстана: характеристика, периодизация, археологические памятники.
- 3 Вопрос: Бронзовый век на территории Казахстана. Хозяйство, общественные отношения, культура.
- 4 Вопрос: Эпоха ранних кочевников на территории Казахстана, Сакские племенные союзы (VII - IV вв. До н.Э.).
- 5 Вопрос: Ранние государства усуней, кангюй и хунну: социально-экономические отношения, политический строй, культура.
- 6 Вопрос: Тюркский, Западно-Тюркский, Тюргешский каганаты - политическая история, общественное устройство, хозяйство, культура.
- 7 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Карлуков, Караханидов, Каракитаев)
- 8 Вопрос: Средневековые государства на территории Казахстана (Огузов, Кимаков, Кипчаков).
- 9 Вопрос: Культура средневекового Казахстана. Города, ремесла, наука, литература (VI - XII вв.).
- 10 Вопрос: Великий Шелковый путь - становление, функции, основные трассы и историческое значение.
- 11 Вопрос: Монголо-татарское нашествие и его последствия для Казахстана. Казахстан в составе Монгольской империи.
- 12 Вопрос: Золотая Орда, Ак-Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 13 Вопрос: Государство Могулистан, ханство Тимура, Завоевательные походы эмира Тимура и их последствия для Казахстана.
- 14 Вопрос: Ханство Абулхаира, Ногайская Орда - политическая история, социально-экономические отношения, общественное устройство, культура.
- 15 Вопрос: Исторические предпосылки, этнические компоненты, и основные этапы формирования казахского народа.
- 16 Вопрос: Исторические и социально-экономические предпосылки образования Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XV - начало XVI вв,
- 17 Вопрос: Укрепление и расширение Казахского ханства. Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVI веке.
- 18 Вопрос: Внутренняя и внешняя политика казахских ханов в XVII - первой трети XVIII вв. Историческое значение деятельности Тауке-хана.
- 19 Вопрос: Система правления и социально-классовая структура в Казахском ханстве (XVI - XVII вв.1.
- 20 Вопрос: Борьба казахского народа против агрессии Джунгарии в XVII - первой трети XVIII вв.
- 22 Вопрос: Казахско-русские отношения в XVI - первой трети XVIII вв.
- 24 Вопрос: Казахско-русские отношения во второй половине XVIII века. Исторические портреты ханов Аблая и Абулхаира
- 25 Вопрос: Завершение присоединения Казахстана к России (20-е - 60-е годы XIX века). Историческая оценка значения и последствий присоединения Казахстана к России.
- 26 Вопрос: Политика царского правительства в Казахстане в первой половине XIX века. Административные реформы 20-х - 40-х годов XIX века.
- 27 Вопрос: Реформы Российского государства на территории Казахстана в 60-х - 90-х годах XIX в. - сущность, задачи I. Последствия.
- 28 Вопрос: Переселенческая аграрная политика царизма - сущность, этапы, последствия для Казахстана (вторая половина XIX - начало XX вв.).
- 30 Вопрос: Национально-освободительное движение в Казахстане в первой половине XIX века.
- 31 Вопрос: Развитие капиталистических отношений в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. Изменения в социально-классовой структуре казахского общества.
- 32 Вопрос: Вклад российских ученых, революционных разночинцев в изучение Казахстана и развитие культуры (вторая половина XVIII в. - XIX в.).
- 33 Вопрос Казахстан в годы первой русской революции (1905-1907гг.).
- 34 Вопрос: Казахстан в годы первой Мировой войны. Восстание 1916г. В Казахстане.
- 35 Вопрос: Февральская революция 1917 года. Мероприятия Временного правительства в Казахстане в период двоевластия (февраль - июль 1917 г.1.
- 38 Вопрос: Казахстан в годы гражданской войны и интервенции. (1918 - 1920 гг.)
- 39 Вопрос: Подготовка и образование Казахской асср. Объединение казахских земель в составе автономной республики (1920 - 1924 гг.).
- 40 Вопрос: Новая экономическая политика - сущность и задачи. Особенности нэПа в Казахстане.
- 41 Вопрос: Казахстан в период индустриализации страны - трудности, особенности осуществления и итоги (1920 - 193с гг.).
- 42 Вопрос: Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане. Трагические последствия голода 1931 - 1933 гг.
- 43 Вопрос: Общественно-политическая жизнь и культурное строительство в Казахстане в 20-е - 30-е годы XX века.
- 44 Вопрос: Казахстан в годы Великой Отечественной войны.
- 45 Вопрос: Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны.
- 46 Вопрос: Общественно-политическая жизнь в Казахской сср (1946 - 1970 гг.).
- 47 Вопрос: Индустриальное развитие Казахстана в 1946 - 1970 гг. Диспропорции в промышленном развитии и их последствия,
- 48 Вопрос: Развитие сельского хозяйства в Казахстане в 1946-1970 гг. Освоение целины - значение и последствия.
- 49 Вопрос: Культ личности Сталина и его последствия для Казахстана.
- 50 Вопрос: Нарастание негативных явлений в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана в 70-е -80-е годы XX века. Углубление экологического кризиса.
- 51 Вопрос: Казахстан в годы перестройки. Декабрьские события 1986 года и их значение.
- 52 Вопрос: Образование и становление суверенного государства Казахстан. Принятие первой Конституции независимого Казахстана (1990 - 1993 гг.).
- 53 Вопрос: Обсуждение и основное содержание Конституции 1995 года, Государственные символы Республики Казахстан.
- 54 Вопрос: Становление и развитие института президентства в Республике Казахстан.
- 55 Вопрос: Общая характеристика государственно-политического устройства независимого Казахстана. Политические партии и их роль в современных условиях.
- 56 Вопрос: Социально-экономическое развитие Республики Казахстан в условиях независимости. Численный и национальный состав Республики на современном этапе.
- 57 Вопрос: Внешняя политика Республики Казахстан в условиях независимости.