logo search
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).

Родился в бедной семье в Ирландии в городе Дублине. Ирландия в то время была на положении колонии Англии. Его родители были английскими переселенцами, они бежали из Англии от революционного режима Кромвеля. Свифт получил богословское образование и в 1703 году получил место настоятеля Дублинского собора.

Из-за восстания в Ирландии он уезжает в Англию. Там он устроился секретарём к отставному дипломату и помогал ему в подготовке мемуаров. В имении дипломата он встретился с Эстер Джонсон, дочерью служанки. Она стала его женой до конца жизни, войдя в историю литературы под именем Стеллы. Поздние письма к ней составили изданный посмертно «Дневник для Стеллы».

Первым крупным художественным произведением была его сатира «Сказка о бочке» (1704). В ней под именем 3 братьев Свифт изобразил 3 существовавшие в то время в Англии христианские церкви: католическую, англиканскую, пуританскую. Свифт обнажает деятельность церковников.

Затем он пишет памфлеты. 1724 г. – «Письма суконщика» - о нуждах ирландского народа.

Свифт глубоко усомнился в иллюзиях Просвещения и явился первым обличителем буржуазной Англии. Он пишет сатирический роман, в котором подвергает критике все достижения буржуазного общества. В 1726 году выходят первые 2 тома «Путешествий Гулливера». Главный герой – условный «средний человек», англичанин начала 18 века. Он получил естественное образование и с точностью описывает свои наблюдения и находки, но он не в силах дать им настоящую оценку.

Свифт пародирует популярные в то время романы-путешествия и ведёт героя в фантастические страны. Все фантастические ситуации у Свифта служат задаче глубоко реалистического изображения современной ему английской действительности.

В романе 4 части.

1. Путешествие к лилипутам. Лилипутия – это миниатюрная страна. Она предстаёт в неприглядном виде. Автор показывает борьбу политических партий, споры церковников, придворные нравы, законодательство и судопроизводство, внешнюю политику. В Лилипутии царят нелепые порядки – это доведённое до абсурда отражение установленной английской жизни. Нелепость подчёркивается карликовым ростом лилипутов и соответствующими измерениями окружающего их мира.

2. Путешествие в Бробдингнег. Гулливер пребывает в стране великанов. Здесь описывается идеальная патриархальная монархия с просвещённым королём во главе. В сравнении с этим миролюбивым, не знающим войн государстве, прошлое и настоящее Англии предстают как нескончаемая вереница мрачных картин. Гигантский рост жителей подчёркивает совершенство строя этой страны по отношению к Англии, житель которой, Гулливер, выглядит здесь карликом.

3. Путешествие на летающем острове Лапуте (острове Чародеев) и на земле Струльдбругов. Здесь в качестве идеала общественного устройства предстаёт Древний Рим времени республики. Когда для Гулливера собирают вместе сенат республиканского Рима и английский парламент, то первый представляется ему скоплением героев, а второй – компанией жуликов и проходимцев. В этой же части Свифт высмеивает лженауку, оторванную от жизни. Все мыслители и учёные показаны жалкими чудаками, они ничего не смыслят в жизни. Уже внешний вид этих учёных карикатурен: головы склонены направо или налево, один глаз глядит внутрь, другой – прямо вверх, одежда их украшена изображениями солнца, луны, звёзд. Во время обеда подаётся баранья лопатка в форме равностороннего треугольника, утки в форме скрипок, хлеб в форме геометрических фигур.

4. Путешествие к гуингмам. Эта часть показывает нам пребывание Гулливера в стране разумных и говорящих лошадей. Они живут патриархальной жизнью, общественное устройство у них подчинено принципу разумности, форма государственного строя – республика. Благородным лошадям прислуживают йеху, звероподобные создания в человеческом облике. Они воплощают в себе все пороки буржуазной цивилизации – жадность, стремление к наживе, безнравственность, отсутствие убеждений, зависть, трусливость. Обнаружив, что идеальное общественное устройство возможно лишь помимо человека, Гулливер отрекается от человечества и становится приживальщиком в конюшне.

Свифт не открывал новые страны, а возвращал читателя к поразительной реальности повседневной жизни. Он заставлял взглянуть на себя и окружающий мир новыми глазами и произвести трезвую нравственную самооценку. Свифт безжалостно критикует отрицательные явления буржуазного строя и в то же время он не видит выхода из сложившегося положения. Поэтому сатира его мрачна и пессимистична.