Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
Англия пережила свою революцию ещё в 17 веке, и английская буржуазия полтора века старательно укрепляла и завоёвывала свои позиции.
Англия к началу 19 века – самая развитая в промышленном отношении страна, одна из самых влиятельных держав мира. Однако буржуазная реальность настолько разительно отличалась от великолепных прогнозов своих и французских просветителей, что всё происходящее напоминало какой-то дурной сон, невероятную карикатуру, рождало у чутких людей идеи обречённости, страстное желание уйти от всего происходящего на природу, в экзотические страны. Именно у английских романтиков культ природы получает наиболее полное развитие. Нигде не получил такого развития так называемый чёрный, или готический, роман, «роман ужаса», как в Англии.
Ведущей чертой английского романтизма становится непримиримая, доведённая до отчаяния антибуржуазность, поиски внебуржуазных форм бытия, цельной, сильной личности.
Вальтер Скотт – один английских писателей-романтиков, который наряду с Байроном оказал огромное влияние на развитие мировой литературы, в частности на развитие жанра исторического романа. Они завоевали мировую известность не только благодаря своей острой интриге и занимательности, но и тому, что автор рассматривал исторические события не как цепь случайностей, а как явления социально обусловленные. Скотт считал, что древние эпохи были не менее жестоки, что развитие цивилизации шло не мирным эволюционным путём, а было результатом кровавой борьбы.
Роман «Айвенго» рассказывает о сложных социальных, национальных, сословных и личных противоречиях, сопутствующих процессу объединения английского государства. В этом романе Скотт обращается к наиболее сложному периоду жизни Англии – к 12 веку, когда англосаксы были завоёваны норманнами и в стране происходила борьба между англосаксонской и норманнской знатью. Шла борьба и внутри норманнского лагеря: за власть боролись сторонники принца Джона и короля Ричарда Львиное Сердце, а огромные массы угнетённых крестьян, страдающих от двойного гнёта – социального и национального – восставали против феодалов.
Автор осознавал, что усиление государственной власти могло происходить только в результате ограничения суверенных прав отдельных феодалов. Очень болезненно процесс слияния разных культур и языков – французского и англосаксонского, - в результате которого родился современный английский язык.
Скотт показывает эти сложные процессы через судьбы отдельных людей, через их характеры и с удивительной правдивостью рисует быт и нравы разных слоёв населения в ту давнюю эпоху. Перед нами встают картины жизни феодалов в замках, рыцарских турниров, грабежей и насилия норманнов, бегства йоменов в вольные братства разбойников Робина Гуда, положения рабов в патриархальных семьях англосаксонских феодалов. Автор умело включает эти явления в круговорот личных отношений Айвенго: с отцом – Седриком Саксонским, с леди Ровеной, с Ричардом. Столь же напряжённо развивается и линия сюжета, связанная с Исааком из Йорка, попадающего всё время в опасные положения и боящегося за свою жизнь, своё богатство, свою дочь.
Сочетание романтических приключений, высоких чувств или низменных побуждений героев создаёт особую увлекательность, но в то же время перед нами – реалистически достоверное исследование исторических процессов. Вкраплённый в повествование авторский текст подводит нас к верным суждениям о той эпохе.
Характерен для Скотта и отход от деления на «чёрное» и «белое» в чистом виде, что было принято считать признаком романтической литературы. Его герои могут быть способны на низменные, жестокие поступки и совершать поступки благородные, соответствующие рыцарской чести.
Несмотря на благополучную развязку, когда, казалось бы, решены все личные и социальные конфликты, чувствуется, что разрешены они временно, что в дальнейшем вспыхнут новые конфликты, которые тоже невозможно будет решить без жертв, без столкновений интересов различных слоёв общества, без противоречий между личностью и государством. феям приходится возглавлять приют для бендных. одежде, и без огородника не прожить, и бежать от прозы жизни к феям невозможгме
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.