logo search
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.

Романтическое направление родилось под знаком Великой французской революции 1789 года. Так считали и сами романтики, и их последующие исследователи. Реальная действительность, в которой побеждали денежные интересы и утверждалась эгоистическая мораль собственников, нанесла удар по революционному оптимизму. Наступило разочарование. В европейской литературе конца 18-начала 19 века зазвучали трагические ноты, мотивы разлада с окружающей средой. Формировалось новое направление – романтизм. Литература романтизма в целом выражала недовольство итогами революции. Но это недовольство носило различный характер. У романтиков были разные философские и политические убеждения, разные эстетические вкусы. Неодинаково они оценивали возможности человека в мире. Но презирая мир корысти и денежного чистогана, все они искали свой идеал за пределами буржуазной цивилизации. Героем литературы становится мятущаяся личность, ищущая истины в себе и в мире. Дерзкая молодость, не считающаяся с реальными законами бытия, требует полноты и безмерности воплощения своих чувств, идей и устремлений: если любить, то со всем возвышенным благородством, воспетым рыцарями средневековья, если идеал женской красоты – то не менее, чем мифологическая Елена, или принцесса, или фея из волшебной сказки. И всё немедленно, сейчас, со скоростью свершений сказки, особенно восточной, с её красочностью и броской яркостью. Многие полагают, что романтики бежали от реальности. Когда Гофман создаёт фантастическую историю о Цахесе, владевшем тремя золотыми волосками, он не только не уходит от жизни, а вторгается в самую суть новых отношений между людьми. Это очень страшно, когда всё хорошее, деланное другими, приписывается Цахесу, а за всё плохое, что делает он сам, отвечают окружающие. Но это страшное писатель подсмотрел в жизни.

Романтики за короткий период, отведённый им историей для юношеской безрассудности, стремились прожить всё недоданное им историей, недочувствованное, недопережитое и заново творили мифы и сказки.