logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

III. Основное содержание курса

Курс изучения новейшей истории стран Азии и Африки охватывает два учебных семестра. В первом рассматриваются события до окончания Второй мировой войны (в некоторых регионах вплоть до 1947— 1949 гг.); во втором — события и процессы послевоенного времени, вплоть до конца XX в.

В первом семестре рассматривается история Индии, Китая, Япо­нии, стран исламского региона: Турции, Ирана, Афганистана, под­мандатных территорий на Ближнем Востоке и отдельных арабских стран, а также некоторые общие проблемы в развитии колониальной Африки.

Изучая конкретные события, мы должны составить общее пред­ставление о глобальных процессах, протекавших в это время, чтобы правильно ориентироваться в следующих проблемах.

В первом семестре рассматриваются следующие вопросы:

1. Антиколониальная борьба:

2. Национальное движение в Китае:

3. Альтернативные пути развития Японии между двумя мировыми войнами:

4. Модернизация в исламском мире:

• проявление первых симптомов фундаментализма в ислам­ском мире.

5. Проблемы колониальной Африки:

6. Вторая мировая война и страны Востока:

7. Провозглашение независимости Индии:

8. Провозглашение КНР:

• ситуация к моменту окончания Второй мировой войны в Китае;

Во втором семестре внимание будет акцентироваться на следую­щих вопросах.

1. Проблемы независимой Индии:

2. «Строительство социализма» и реформы в Китае в конце XX в.:

3. Япония после Второй мировой войны:

4. Исламский мир и фундаментализм:

5. Палестинская проблема в международных отношениях:

6. Арабские государства Ближнего Востока и Аравийского полуострова:

7. Страны Индокитая и Восточной Азии:

8. Деколонизация Африки:

9. Развитие независимых стран Африки:

10. Международные отношения в Азии и Африке после 1945 г.:

• новые тенденции в международных отношениях 1990-х гг.

Новейшая история стран Азии и Африки относится к числу дисциплин, завершающих подготовку историка. Поэтому предполагается, что слушателями будет использована вся совокупность знаний, полученных в ходе изучения разнообразных дисциплин исторического и общегуманитарного циклов.

Современный историк должен быть всесторонне образованным чело­веком, постоянно анализировать информацию о быстро меняющемся ми­ре и регулярно отслеживать происходящие события. Предлагаемый же курс лекций может стать лишь основой знаний новейшей истории.