logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

III. Экономическая политика Реза-шаха

В аграрной политике режим воздерживался от радикальных нов­шеств. В ходе подавления сепаратизма проводились конфискации зе­мельных владений племенных вождей и прочих землевладельцев. В ряде районов конфисковывалось до 80% земель, в том числе и часть вакуфов. Эти земли раздавались новым владельцам из числа прибли­женных Реза-шаха, его офицерам. Всего таким образом было перерас­пределено 2,5 млн. га земли. Но в ее использовании ничего не изме­нилось: новые хозяева, как и прежние, получали плату с крестьян.

Лишь в 1929 г. принят закон о частной собственности на землю. Он должен был дать стимулы к эффективному хозяйствованию. Началась распродажа земель из государственного фонда частным лицам. Одно­временно с этим в 1930 г. был принят закон, гарантировавший непри­косновенность земельной собственности, запрещавший насильствен­ный сгон с земли. Созданный в том же году государственный Сельскохозяйственный банк начал выдавать ссуды на внедрение нов­шеств в сельскохозяйственное производство.

Государство пыталось стимулировать производство технических культур, давая с этой целью льготные ссуды, устанавливая налоговые поблажки. Однако в основном в Иране сохранялись традиционные отношения в сельском хозяйстве. Крестьяне арендовали земли, рас­плачиваясь частью урожая; платить приходилось и за воду, и за скот, и за инвентарь. Арендная плата в среднем составляла от 1/2 до 4/5 уро­жая. Только в 1939 г. был принят закон, регулирующий размер аренд­ной платы и отношения крестьян с землевладельцами.

Целью проводимой экономической политики являлось укрепление на­ционального суверенитета, независимости от иностранного капитала. Еще в 1928 г. был создан Национальный банк Ирана, к нему постепен­но переходили полномочия Английского банка. В 1930 г. право денеж­ной эмиссии было передано в исключительное ведение Национально­го банка.

Правительство поощряло развитие промышленного сектора. С 1930 г. в страну был разрешен безлицензионный ввоз машин и оборудования, установлены льготные таможенные пошлины на импорт, если он пред­назначен для организации предприятий. Вновь создаваемые предприя­тия на 5 лет освобождались от всяких налогов. Были введены протекци­онистские пошлины на промышленную продукцию.

Реза-шах так же, как и Мустафа Кемаль, видел перспективу в раз­витии государственного сектора. Шло интенсивное строительство крупных предприятий госсектора в химической, цементной, сахарной промышленности. Развивалась горнодобывающая, текстильная про­мышленность, росло производство военной техники, увеличивалась переработка сельскохозяйственного сырья. Государственные средства давали половину всех инвестиций в промышленность Ирана в 1930-е гг. На эти цели шла У4 часть бюджета.

И все же, несмотря на успехи, техническая отсталость Ирана сохрнялась, чему в немалой степени способствовала неразвитость про­мышленной инфраструктуры. Хотя в 1930 г. началось строительство Трансиранской железной дороги, которое велось с помощью немец­ких и американских специалистов и завершилось в 1938 г. Но разви­тие инфраструктуры — дело хлопотное, требующее немалых вложе­ний и времени.

Стремясь ограничить влияние англичан, Реза-шах охотно прини­мал экономическую помощь Германии. В страну приглашались в боль­шом количестве немецкие технические специалисты, ввозилось немецкое оборудование. В 1931 г. Иран ввел государственную монополию на внешнюю торговлю, пытаясь ограничить импорт и увеличить экс­порт любыми путями. Был даже поставлен вопрос о пересмотре усло­вий договора с Англо-иранской нефтяной компанией.

Концессия была приобретена англичанами еще до Первой миро­вой войны, сроком на 60 лет. Согласно договоренности, иранское правительство получало определенный процент чистой прибыли. Это было невыгодно для Ирана, поскольку его доходы были поставлены в зависимость от уровня налогообложения в Англии. В 1932 г. Иран аннулировал концессию и начал с Англией переговоры, завершивши­еся подписанием нового соглашения.

Новая концессия предоставлялась компании также сроком на 60 лет (начиная с 1933 г.), но район эксплуатации месторождений зна­чительно ограничивался по площади, а отчисления в пользу Ирана подсчитывались исходя из объема добычи нефти.

Экономические льготы и привилегии англичан в Иране были сильно урезаны. В ряде случаев государство перекупало акции иност­ранного капитала, способствовало переходу собственности в руки иранцев. Экономическая зависимость страны сократилась.