logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

I. Палестина к окончанию Первой мировой войны

Палестина имеет давнюю историю, связанную с тремя великими цивилизациями. Там находятся святые места иудаизма, христианства и ислама. Еврейские государства существовали еще в библейские вре­мена, пока в 721 г. до н. э. Ассирия не уничтожила Израиль. В 526 г. до н. э. Вавилон захватил Иудею. Началось рассеяние евреев по всему миру. Впоследствии государство Иудея было восстановлено и просу­ществовало до I в. уже нашей эры, пока его не уничтожил Рим.

С тех пор попытки воссоздания еврейского государства предпри­нимались неоднократно, последняя из них провалилась с подавлени­ем восстания Бар Кохбы в 135 г. н. э. Евреи расселились по миру, но, благодаря приверженности своей религии и традициям, сохранили общину.

В VII в. н. э. арабы, воодушевленные новой религией, вышли за пределы Аравии и расселились на территориях Ближнего Востока и Северной Африки. Они дошли до глубин Центральной Азии, но не сумели сохранить единство своей империи. С XIV в. крупнейшим ис­ламским государством становится Османская империя, которая под­чинила себе и территорию Палестины.

Идея возвращения евреев на свою историческую родину возроди­лась в конце XVIII в.: известно, что Наполеон во время своего египет­ского похода намеревался воссоздать Иерусалимское царство. Затем, I) XIX в., эти идеи выдвигались правительствами Франции и Англии, предпринимались попытки переселения евреев в турецкую Палестину.

В самом конце XIX в. возникает сионизм — политическое течение, ставящее своей главной целью возвращение евреев и основание в Па­лестине своего государства. Его духовный отец Теодор Герцль — автор вышедшей в 1896 г. книги «Государство евреев». В 1897 г. под его руководством состоялся 1-й сионистский конгресс в Базеле, с тех пор они проводятся регулярна. Накануне Первой мировой войны приток евреев в Палестину увеличился — всего их было тогда около 85 тыс., что составляло примерно у10 часть населения страны.

С ноября 1914 г. Османская империя участвует в войне на стороне Германии. Если на Кавказском фронте ситуация складывалась для ту­рок неудачно, то на Ближневосточном театре им сопутствовал успех. Командующий турецкими войсками в Палестине Джемаль-паша за­хватил в конце 1914 г. весь Синайский полуостров и к февралю 1915 г вышел к Суэцкому каналу. Правда, форсировать канал он так и не смог, но Палестина превратилась в базу снабжения турецких войск, сохранивших контроль над Синаем.

Поскольку большинство евреев, живущих в Палестине, имели ино­странное гражданство (т. е. гражданство тех европейских стран, откуда они прибыли), турки 17 декабря 1914 г. поставили вопрос: евреи долж­ны или покинуть Палестину, или принять турецкое подданство. При­нимавших гражданство направляли на трудовые работы в специальные батальоны «Амалия»; а тех, кто отказывался, арестовывали и высылали. За войну число евреев в Палестине сократилось до 56 тыс.

Следует признать, что политику репрессий турецкие власти прово­дили в равной степени и против арабского населения Палестины, что настраивало арабов в пользу Антанты.

Наступление на турок англичане начали лишь в марте 1917 г., им удалось достичь Палестины к лету 1917 г. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании А. Бальфур направил письмо лорду Л.У. Ротшильду, принадлежавшему к лондонской ветви известных финансистов и считавшемуся покровителем многих еврейских орга­низаций. В нем он прямо говорил о намерении создать в Палестине еврейский национальный очаг и приглашал принять участие в этом Сионистский комитет. Это письмо стало фигурировать впоследствии как Декларация Бальфура.

В период войны сионисты сохраняли нейтралитет, хотя и переве­ли свои заседания из Берлина в Копенгаген. Примечательно, что в это же время английский военный комиссар в Египте Макмагон обещал шейху Хусейну признать Арабскую конфедерацию на этой же территории. Англичане были щедры на обещания, вплоть до оконча­ния войны.

Сразу после завершения войны началась массовая иммиграция ев­реев в Палестину: они скупали земли, брали подряды на строительные работы, создавали киббуцы. В феврале 1919 г. Всеобщий арабский конгресс постановил: запретить продажу земли евреям и приостановить дальнейшую иммиграцию; были отвергнуты и требования сио­нистов о создании в Палестине в будущем еврейского государства.

Военная администрация англичан в Палестине была настроена проарабски и стремилась изменить позицию английского правитель­ства. Весной 1920 г. в Палестине произошли столкновения между ара­бами и евреями — английские власти подавили «беспорядки».

В апреле 1920 г. Англия получила официальный мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Верховным комиссаром Палестины был назначен Герберт Сэмюэль (еврей по национальности), он пробыл на этом посту до 1925 г.