Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
Английский писатель и публицист, основоположник европейского реалистического романа нового времени.
Вдали от Лондона, в небольшой деревушке Иттон, расположившейся среди зелёных лугов, жили его предки. Они были выходцами из Фландрии и прибыли в Англию в 14 веке. Отец его сначала стал свечным фабрикантом, а потом, накопив денег, мясником. Отца звали Джеймс Фо. Позже писатель сменит фамилию на Дефо.
Два события из детства потрясли его воображение. Сначала чума, длившаяся так долго, что улицы заросли травой. Затем пожар, бушующий 3 дня, он пожирал целые улицы и унёс тысячи жизней.
Маленький Дефо – весёлый жизнелюбивый мальчишка, предводитель в играх, умеющий за себя постоять. Он впечатлителен, практичен. Больше всего он любил путешествовать в неведомые и таинственные края, каких немало было в огромной столице. Всё было любопытно: смотреть, как ловко плетут корзины корзинщики, как в нишах стекольного завода в тёплой золе спят маленькие бродяги, как на площади секут воришек, как во все страны мира отплывают морские суда.
Уже в детстве Дефо проявляет терпение и настойчивость. Он научился играть на скрипке и лютне. Освоив буквы, он по настоянию матери переписывал длинные выдержки из Библии.
Отец мечтал видеть сына священником и в 12 лет отдал его в Академию, готовящую пасторов.
Программа была обширной. В ней изучали географию, историю, философию и французский язык. Кроме того, мальчик много времени проводил в физической лаборатории с насосами, термометрами и астрономическими приборами.
К этому времени относится одно из самых сильных его воспоминаний. В один из дней во время каникул он наблюдал за течением реки Молл и случилось наводнение. Река залила садки с рыбой. Собравшиеся люди с помощью лопат приподняли склон одного луга, образовалась своеобразная чаша. Рыба была спасена. Но вода постепенно ушла в почву, рыбу необходимо было возвращать в садки. Эта ни на что не похожая рыбалка запомнилась на всю жизнь, и не столько способом спасения рыбы, сколько суммой, вырученной от её продажи. С этой поры зародилась мечта стать коммерсантом, зарабатывать большие деньги, чтобы не нуждаться.
Итак, Дефо не стал священником. В 16 лет его отдали в ученики торговцу, он учился вести бухгалтерские книги, выгодно покупать и устанавливать связи с рынком. В 18 лет он заключает первую самостоятельную сделку, присоединяется к караванам странствующих купцов и ведёт жизнь, полную опасностей. Португалия, Испания, Франция, Италия (перешёл через Альпы) и через 5 лет возвращения в Англию.
В 24 года женился по расчёту ради большого приданого. Вскоре он искренне полюбил свою жену, узнав её человеческие качества. Один за другим у них появляются 8 детей, 2 сына и 6 дочерей. Они редко видели отца: потребность в беспрерывном движении, бродяжнический нрав, энергичность ведут его по дорогам Англии. В кругах коммерсантов у него репутация делового человека, остроумного и блестящего оратора. Он много зарабатывает и много тратит: покупает лошадей, экипажи, устраивает петушиные бои.
С 25 лет начинается политическая деятельность Дефо. Не раз приходилось седлать ему своего коня, чтобы выступить на стороне того или иного монарха. Пробовал он себя в качестве агитатора, оратора ,проповедника. Его приглашали ко двору, к его советам прислушивались, во всех трудных случаях правительство прибегало к его помощи, его принимали члены парламента. Он богат, владеет кирпичным заводом и несколькими домами. Его успешная журналистская карьера прерывается после того, как были написаны 2 злободневных памфлета «Чистокровный англичанин» и «Кратчайший способ расправы с инакомыслящими».
По приговору правительства Дефо предстояло трижды выстоять у позорного столба, заплатить огромный штраф и найти поручителей в своём дальнейшем примерном поведении.
И ещё не раз он был приближен и отторгнут двором, не раз его разыскивали за острые статьи и политические взгляды. Дефо неоднократно достигал богатства и неоднократно терял то, что приобретал за долгие годы, он становился жертвой мошенников и кредиторов. Ему приходилось скрываться в кварталах, где хозяйничали рабы и бандиты.
Последняя подобная катастрофа произошла в 1730 году. Преследуемый кредиторами, он бежит и скрывается в лабиринтах Лондона, снимает квартиру, хотя поблизости 3 принадлежащих ему доходных дома. Здесь, в нескольких шагах от места, где родился, Дефо скончался 26 апреля 1731 года.
На его могиле поставлен по английской традиции белый камень, через много лет молния его расколола, он постепенно зарос травой.
Один из издателей обратился к гражданам Англии с призывом поставить памятник Дефо. В 1879 году на могиле был поставлен гранитный обелиск.
Жизнь Дефо – это комбинация из 3 занятий: сначала он прежде всего коммерсант и немного политик, затем – политик и немного коммерсант, в последующие годы – коммерсант, политик, литератор. Основоположник приключенческого романа.
Подлинную славу и бессмертие Дефо принёс роман «Жизнь и странные удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове, у берегов Америки, близ устья Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
В те годы буржуазные предприниматели упорно искали все новые и новые рынки сбыта. Для этой цели снаряжались многочисленные торговые экспедиции. Многие путешественники посещали самые отдаленные страны и острова. Британские корабли бороздили все океаны и моря. В Англии выходило очень много книг о различных путешествиях. Дефо с большим увлечением читал эти книги, но особый интерес у него возбудил очерк о приключениях Александра Селькирка, опубликованный в журнале «Англичанин», издаваемом Ричардом Стилем. Селькирк провёл в полном одиночестве на острове Хуан Фернандес 4 года и 4 месяца.
Приключения Александра Селькирка, по существу, и составили сюжетную канву «Робинзона Крузо». Дефо переменил имя героя. Перенёс остров из Тихого океана в Атлантический. Отодвинул время действия примерно на 50 лет назад. Увеличил срок пребывания героя на острове в 7 раз. Заглавие составляет 56 слов, это уже не название, а краткое изложение содержания.
Даниэль Дефо решал в своем «Робинзоне Крузо» проблему совершенствования человека. Он считал, что цель человеческого существования — творческий труд, преобразующий природу, создающий все блага для существования людей.
Дефо положительно оценивал новые буржуазные отношения, поэтому и Робинзон у него – истинный буржуа.
Образ Робинзона — не биография автора или матроса Селькирка и не художественная иллюстрация истории человеческого общества, так как центральный герой выражает идеи, психологию и эмоции современников Дефо. Это конкретный и в то же время художественный образ.
Психология Робинзона насквозь буржуазна. Крузо, потерпев кораблекрушение и обнаружив на пароходе золото, вначале философски заявляет: «Ненужный хлам!.. Зачем ты мне теперь?». Но практицизм буржуа побеждает, поразмыслив, он все же решил взять деньги с собой. Кроме того, с разбитого корабля он достаёт необходимые инструменты, оружие, одежду, порох, бумагу, чернила.
Хронология жизни Робинзона Крузо.
1632г. – рождение героя в городе Йорке.
1 сентября 1651 г. – побег из дома на корабле в Лондон.
1 сентября 1659 г. – начало морского путешествия в Африку, шторм на море.
30 сентября 1659 г. – Робинзон попадает на необитаемый остров. 15 лет живёт в полном одиночестве, проводя жизнь в непрестанных трудах.
1674 г. – Робинзон увидел отпечаток человеческой ступни на берегу моря.
1683 г. – он спасает дикаря и даёт ему имя Пятница.
19 декабря 1686 г. – Робинзон покидает остров спустя 28 лет, 2 месяца и 19 дней.
11 июня 1687 г. – он возвращается на родину в Англию, пробыв в отсутствии 35 лет.
1 часть. Робинзон занимается покорением природы. Он смолит корабль и защищает своё жилище, разводит ячмень и рис. Дефо вводит в ткань романа дневник и запись конторской книги. 1 часть разошлась сразу в нескольких изданиях. Дефо подкупал читателей простотой описаний реальной жизни и богатством вымысла. Роман написан разговорным языком, чтобы создать иллюзию достоверного рассказа от лица моряка.
Самые поэтические страницы романа посвящены картинам человеческого труда. Робинзон в целях самосохранения вначале использует естественные богатства природы, а потом, занимаясь скотоводством и земледелием, умножает их. Дефо подробно описал хозяйственную деятельность Робинзона: как его герой разбивал палатку, складывал очаг, строил ограду для своего жилища, лодку, плел корзины, обжигал посуду, приручал животных и возделывал поле.
Во 2 части рассказывается о колонии, которую Крузо основал на острове и о его торговых путешествиях.
3 часть содержит размышления Робинзона на моральные темы.
Писатель в образе Крузо раскрыл замечательное качество, свойственное новому классу, пришедшему на смену феодалам,— трудолюбие. Для Робинзона труд является естественной потребностью.
Крузо — рационалист и всю свою деятельность характеризует трезво: «Я придавал цену лишь тому, чем мог как-нибудь воспользоваться»,— писал он в дневнике.
Робинзон знал, что в борьбе за жизнь нельзя совершать ложных действий. Поэтому Крузо оценивал все события и свои поступки по правилам двойной бухгалтерии и отмечал, какие из них принесли ему пользу, а какие — вред.
На природу Робинзон смотрел трезво, по-деловому и стремился извлечь из нее пользу только для себя, так же он относился и к людям. Крузо уважал своего помощника Пятницу, но заставлял его делать все, что он считал выгодным для себя. Первое слово, которому он его учит, - это господин. Робинзон с гордостью заявлял, как истый буржуа-завоеватель, что он «...царь и хозяин этой земли».
Главные персонажи романов Дефо – люди, вынужденные в неблагоприятных обстоятельствах искать своё место в жизни. Они подскажут тип героя романистам будущих столетий. Они появятся в романе Стивенсона «Остров сокровищ», в поэзии Киплинга, в фантазии Кольдриджа «Старый мореход».
Задания.
1 группа. Географы. Исследовательская проблема – «Необитаемый остров как место действия».
1. Где происходят основные события в романе?
2. Проследите по карте путь Робинзона на корабле.
3. Что с самого начала было целью путешествия героя?
4. как он попадает на остров?
5. Найдите в книге указания на координаты острова (его широту и долготу).
6. Покажите по географической карте примерное место расположения острова.
7. Как Робинзон назвал свой остров?
8. Найдите в романе подробное описание необитаемого острова, описание климата, флоры и фауны.
9. Нарисуйте карту острова Робинзона. Отметьте на ней места действий важнейших событий, происходящих в романе.
2 группа. Историки (биографы). Исследовательская проблема – «Время в романе».
1. Когда происходили основные события в жизни героя?
2. Составьте хронологию жизни Робинзона Крузо по такому типу: 1632 г. – Робинзон родился в городе Йорке. Возможно выполнение этого задания в виде цитат из произведения.
3. Напишите биографию Робинзона для «энциклопедии робинзонов».
4. Почему в романе придаётся большое значение отсчёту времени?
5. Как ведёт отсчёт времени герой?
3 группа. Актёры, пробующиеся на роль Робинзона Крузо. Исследовательская проблема – «Судьба героя на острове».
1. Расскажите историю жизни Робинзона на необитаемом острове под таким углом зрения: «Что мог бы рассказать Робинзон о своей жизни на острове капитану английского корабля или пленникам, оставшимся на острове?» Для этого разверните следующий фрагмент текста: а) «Я начал первый и рассказал ему всю мою историю, которую он выслушал с жадным вниманием…»; б) «…я сказал, что намерен ознакомить их (пленников) с историей моей жизни на острове, чтобы облегчить им первые шаги, и приступил к рассказу. Я рассказал её подробно: как я попал на остров, как собирал виноград, как посеял рис и ячмень, как научился печь хлеб…». Задание выполняется от 1 лица.
2. Подготовьте рассказ «Один день из жизни Робинзона (третий год заточения)». Для этого воспользуйтесь отрывком из романа: «Таково было состояние моего духа, когда начался третий год моего заключения. Я строго распределил своё время соответственно занятиям, которым я предавался в течение дня…»
4 группа. Художники.
1. Каким вы представляете себе Робинзона? Нарисуйте его портрет.
2. В какой костюм вы одели бы актёра, снимающегося в роли Робинзона?
3. Сделайте иллюстрации к книге.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.