Вопрос 3. Возрождение в Испании.
Мигель Сервантес Сааведра - величайший испанский писатель эпохи Возрождения. По происхождению – идальго, то есть представитель мелкого дворянства. Вел жизнь скитальца, переменив множество занятий: был кардинальным, солдатом, моряком (в одном из сражений потерял руку ), сборщиком налогов. Побывал в плену, а также – по несправедливому обвинению – в тюрьме.
Сервантес – автор нескольких пьес, новелл, лирических стихотворений, а также романов. Самым выдающимся его произведением является роман «Дон Кихот», написанный в конце жизни. Он был задуман как пародия на рыцарские романы ( в XVI веке в Испании появилось много произведений подобного рода, наполненных фантастическим событиями и часто нелепыми образами) , но получилось нечто несравненно большее. «Дон Кихот» - одно из тех произведений, содержание которых неисчерпаемо, а образ главного героя настолько многозначен, что полностью не разгадан и по сей день.
Фабула романа такова: бедный идальго Алонсо Кехана ( или Кихано) Добрый, начитавшись рыцарских романов, повредился умом и решил сделаться странствующим рыцарем. Он нашел себе доспехи (старые латы его предков), боевого коня (дряхлую клячу), оруженосца (местного крестьянина по имени Санчо Панса) и даму сердца ( скотницу Альдонсу), назвав ее Дульсинеей Тобосской. При этом он забыл свое имя и вообразил, что его зовут Дон Кихот Ламанчский. В сопровождении Санчо Пансы Дон Кихот отправился в странствие для свершения подвигов.
Надо сказать, что главная идея тех романов, которыми зачитывался Дон Кихот, при всей их нелепости, благородна и необычайно привлекательна: их герои – странствующие рыцари – всегда и везде защищают угнетенных и обиженных. Однако все, что происходит с Дон Кихотом, оказывается пародией на атрибутику рыцарских романов: он принимает постоялые дворы за замки, стадо овец за вражеские войска, ветряные мельницы за великанов. Почти все «подвиги» Дон Кихота оборачиваются либо против него самого ( чаще всего он оказывается нещадно избит),либо против тех, за кого он заступается, думая что служит Добру и Справедливости. После одной из несчастных схваток Санчо называет своего господина «Рыцарем печального образа», и с тех пор это прозвище становится вторым именем Дон Кихота.
О самом Санчо автор пишет, что «мозги у него были сильно набекрень», но это не совсем так. Санчо Панса действительно верит всему, что рассказывает Дон Кихот о волшебниках и великанах, он искренне надеется, что господин скоро сделает его губернатором какого-нибудь острова. Однако оруженосец, как и все прочие персонажи романа, трезво воспринимает окружающее и наделен изрядной долей здравого смысла.
Не смотря на все различия между Дон Кихотом и Санчо Пансой, сходства в них больше. Каждый из них по-своему добр, отзывчив, благороден и чист душою, каждый искренне верит в необходимость активной борьбы против Зла. Неистребимость этой веры – самое главное и самое поразительное качество Дон Кихота: никакие неудачи и поражения не могут сбить его с избранного пути. Только лишь перед смертью наступает просветление, Дон Кихот вновь осознает себя Алонсо Киханой Добрым и предает проклятию рыцарские романы. Однако если здравомыслящий Алонсо Кехано – самый обычный, заурядный человек, то Дон Кихот в своем безумии подлинно велик.
Литература к занятию:
Основная:
1. Б.П. Петрова. Литература эпохи Возрождения. М., 2005
Дополнительная:
1. О.Л. Мощанская. Хрестоматия по зарубежной литературе. М., 2004.
2. С.Д. Артамонов. Франсуа Рабле. М, 2005.
3. М.М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 2004.
4. Е.М. Евнина. Франсуа Рабле. М., 2005.
5. Э.И. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон Кихота». М., 2005.
К.Н. Державин. Сервантес. Жизнь и творчество. М., 2004.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.