logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

Лекция 1

Особенности курса «История стран Азии

и Африки в новейшее время

(1918-2000)»

I. Задачи курса

Изучение новейшей истории стран Азии и Африки неотделимо от уяснения сути драматических процессов, сотрясавших в XX в. весь мир. Учитывая масштабы катаклизмов, остроту конфликтов, можно заклю­чить, что XX в. — время перманентных кризисов. Разобраться, в чем же их причины, каковы взаимосвязи, правильно оценить последствия — в этом и состоит первейшая задача курса.

В советской историографии весь XX в. представлялся как время перехода от капитализма к социализму в мировом масштабе. Именно такой подход присущ большинству изданий учебной литературы, до­ступных студентам, ведь создавались они в свое время на основе марксистско-ленинской концепции истории. Поэтому важной зада­чей настоящего курса является преодоление идеологических стерео­типов, присущих столь одностороннему подходу. Уже сама по себе хронологическая привязка новейшей истории к 1917 г. явно преуве­личивает роль революции в России, ее глобальное влияние на все страны мира.

В отношении истории Востока следует признать, что воздействие марксистского социализма на этот регион в самом деле чрезвычайно ве­лико, но прослеживается оно в совершенно ином ключе. Подъем наци­онального движения, активизация антиколониальной борьбы в странах Азии и Африки после Первой мировой войны были порождены слож­ными внутренними факторами, а вовсе не являлись прямым следствием событий, происходивших в далекой России. Требуют серьезного пере­осмысления и многие другие устоявшиеся в сознании догмы.

Следует иметь в виду, что все проблемы рассматривались исключи­тельно сквозь призму противостояния двух мировых систем. Отсюда и соответствующие трактовки. Это относится даже к событиям, сравнительно далеко отстоящим от нас по времени. А если речь идет о про­цессах, происходивших в мире после окончания Второй мировой вой­ны, а тем более в последние десятилетия, то ясно, что следует крайне осторожно подходить к оценкам и выводам, содержащимся в боль­шинстве изданий.