Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
Биографически он соединил разные культурные традиции. Его мать была француженкой, согласно преданию, знатного, чуть ли не королевского происхождения. Отец – известный флорентийский купец, и в своём сыне он видел преуспевающего коммерсанта. Юный Боккаччо отправился из Флоренции в Неаполь, в то время культурный центр. Там при дворе короля Роберта Анжуйского собирались все таланты. Боккаччо попал в среду выдающихся умов, и именно здесь, в кружке писателей-гуманистов, складывается его мировоззрение.
Сначала Боккаччо писал стихи. Но в них он сразу зарекомендовал себя рассказчиком, и впоследствии он всё же перейдёт на прозу. Работать он станет в жанре новеллы. Новелла возникла на перекрёстке культурных пластов, сочетающих в себе черты многих повествовательных форм: анекдота, притчи, нравственного примера. Исходя из своего названия, новелла стремилась подавать свой сюжет как новость, обновить известное.
Новелла (ит. Novella – новость) – это повествовательный жанр, по объему сопоставимый с рассказом, характеризуется остротой сюжета, композиционной строгостью, отсутствием описательности.
В основу многих новелл «Декамерона» легли житейские случаи, происшедшие во Флоренции и её окрестностях, местные анекдоты и предания. Героями некоторых из них являются действительно существовавшие люди.
Декамерон» открывается вступлением, дающим описание чумы, вспыхнувшей во Флоренции в 1348 г. в это время Боккаччо был в городе и собственными глазами видел «чёрную смерть». Описав это великое народное бедствие, автор повествует о семи молодых дамах и трёх юношах, которые решили удалиться в загородное имение, чтобы переждать чуму. Весёлое общество поёт и танцует, острит и рассказывает новеллы. Рассказы длились 10 дней, отсюда название книги – «Декамерон», или «Дехимерон», что по-гречески значит десятиднев.
Автор и есть сам рассказчик, хотя он делает так, что его новеллы рассказывают другие люди, чтобы разнообразить сюжет. Книга и нравственна, и безнравственна одновременно. Автор пишет новеллы, не завершающиеся никакой моралью, но это не значит, что он пишет аморальные новеллы. Человеку свойственно ошибаться – эта мудрость идёт из античности, и она принята ренессансными гуманистами. Главное, чтобы человек, ошибаясь, не утрачивал своего величия, а свойственные его природе слабости чтобы не перевешивали его достоинства. Многие его новеллы повествуют о том, как легко поддаться искушениям и как им поддаются и праведники, и грешники. Боккаччо предупреждает против того, чтобы требовать от человека слишком многого. Не ожидайте того, что свыше человеческих сил, иначе вместо ожидаемой добродетели вы рискуете встретить лицемерие. Его предшественники-морализаторы писали, как людям следует поступать. Боккаччо сместил акцент на то, как они действительно поступают.
Литература по теме:
Основная:
1. Б.П. Петрова. Литература эпохи Возрождения. М., 2005
Дополнительная:
1. С.И. Гермашева. Литература Великобритании. М., 2004
2. Г.П. Юнусов. Эпоха Возрождения в Италии. М., 2005.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.