logo search
лекции по истории мировой литературы

Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».

Биографически он соединил разные культурные традиции. Его мать была француженкой, согласно преданию, знатного, чуть ли не королевского происхождения. Отец – известный флорентийский купец, и в своём сыне он видел преуспевающего коммерсанта. Юный Боккаччо отправился из Флоренции в Неаполь, в то время культурный центр. Там при дворе короля Роберта Анжуйского собирались все таланты. Боккаччо попал в среду выдающихся умов, и именно здесь, в кружке писателей-гуманистов, складывается его мировоззрение.

Сначала Боккаччо писал стихи. Но в них он сразу зарекомендовал себя рассказчиком, и впоследствии он всё же перейдёт на прозу. Работать он станет в жанре новеллы. Новелла возникла на перекрёстке культурных пластов, сочетающих в себе черты многих повествовательных форм: анекдота, притчи, нравственного примера. Исходя из своего названия, новелла стремилась подавать свой сюжет как новость, обновить известное.

Новелла (ит. Novella – новость) – это повествовательный жанр, по объему сопоставимый с рассказом, характеризуется остротой сюжета, композиционной строгостью, отсутствием описательности.

В основу многих новелл «Декамерона» легли житейские случаи, происшедшие во Флоренции и её окрестностях, местные анекдоты и предания. Героями некоторых из них являются действительно существовавшие люди.

Декамерон» открывается вступлением, дающим описание чумы, вспыхнувшей во Флоренции в 1348 г. в это время Боккаччо был в городе и собственными глазами видел «чёрную смерть». Описав это великое народное бедствие, автор повествует о семи молодых дамах и трёх юношах, которые решили удалиться в загородное имение, чтобы переждать чуму. Весёлое общество поёт и танцует, острит и рассказывает новеллы. Рассказы длились 10 дней, отсюда название книги – «Декамерон», или «Дехимерон», что по-гречески значит десятиднев.

Автор и есть сам рассказчик, хотя он делает так, что его новеллы рассказывают другие люди, чтобы разнообразить сюжет. Книга и нравственна, и безнравственна одновременно. Автор пишет новеллы, не завершающиеся никакой моралью, но это не значит, что он пишет аморальные новеллы. Человеку свойственно ошибаться – эта мудрость идёт из античности, и она принята ренессансными гуманистами. Главное, чтобы человек, ошибаясь, не утрачивал своего величия, а свойственные его природе слабости чтобы не перевешивали его достоинства. Многие его новеллы повествуют о том, как легко поддаться искушениям и как им поддаются и праведники, и грешники. Боккаччо предупреждает против того, чтобы требовать от человека слишком многого. Не ожидайте того, что свыше человеческих сил, иначе вместо ожидаемой добродетели вы рискуете встретить лицемерие. Его предшественники-морализаторы писали, как людям следует поступать. Боккаччо сместил акцент на то, как они действительно поступают.

Литература по теме:

Основная:

1. Б.П. Петрова. Литература эпохи Возрождения. М., 2005

Дополнительная:

1. С.И. Гермашева. Литература Великобритании. М., 2004

2. Г.П. Юнусов. Эпоха Возрождения в Италии. М., 2005.