Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
Обратимся к «мифологическому циклу» саг. Из всех четырех циклов признак целостности свойствен ему менее всего. Практически единственным критерием, по которому объединяются в этот цикл саги, является участие в них персонажей из Племен Богини Дану - божеств древнеирландского пантеона, сделавших в начале христианской эпохи первый шаг по тому пути, который привел их в Новое время к положению фей и прочих сверхъестественных существ. С первого взгляда бросается в глаза, что этот цикл лишен основных составляющих всякой мифологической системы - космологии и эсхатологии, преданий о сотворении мира и о его грядущем конце. Нельзя сомневаться, что такие предания существовали, но учение об этих предметах было, естественно, прерогативой друидов. Друиды, как говорит один из текстов, утверждали даже иногда, будто это они создали небо, моря и землю. Исчезновение друидов как сословия предопределило гибель основных частей их доктрины. Именно отсутствие корпоративно организованного жречества у германских народов можно считать причиной сохранности многих основных языческих мифов.
В саге «Битва при Маг Туиред», где представлен почти весь пантеон, весьма трудно распределить богов по функциям, связи с природными явлениями и т. д. Еще в большей мере это касается менее заметных персонажей преданий и героев эпоса, как бы противящихся вписыванию в четкую мифологическую систему с резко очерченными индивидуализированными божествами. Сложность эта была замечена уже давно, и в попытках преодолеть, вернее, обойти ее делались предположения, что «высшие» формы религии были вообще не свойственны кельтам Ирландии. На достигнутой ирландцами стадии культуры у них якобы преобладали не развитые мифы, а «парадигматические легенды», своего рода букварь, по которому эти народы постигали способы взаимоотношения с окружающим миром на основе образцов поведения героев и низших божеств, а также самой разной информации о происхождении творений природы и человеческих рук. Все это достояние древности, смягченное и отфильтрованное христианством, и сохранилось на страницах рукописей.
Сага «Битва при Маг Туиред», не имеющая себе подобных в ирландской традиции, считается центральным повествованием мифологического цикла. В общепринятом смысле это действительно наиболее «мифологичная» ирландская сага, где перед нами предстает пантеон почти в полном составе и совершаются события, имеющие важный космологический смысл. Ирландские «согласователи» традиции отвели описанным в саге событиям совершенно определенное место в предыстории острова, кончающейся появлением на нем Сыновей Миля - предков ирландцев. Предыстория эта наиболее полно описана в так называемой «Книге Захватов Ирландии» (около XI в.).
О том, в каком состоянии находился остров до прибытия на него первых пришельцев, традиция сообщает скупо. Если судить по тем деяниям, которые было суждено совершить различным его завоевателям, он в некотором роде не «существовал» вовсе ни в социальном, ни даже в физическом смысле. Кессаир со своими спутниками, оказавшаяся в Ирландии еще до потопа, не оставила после себя заметных следов. Однако один из ее людей, некто Финтан, пережив серию превращений в различных животных, чудесным образом стал свидетелем всех последующих событий и сохранил о них память. Вслед за первой волной переселенцев на остров попал Партолон, и с его приходом традиция связывает становление природного облика страны и зарождение многих социальных установлений. Именно тогда появились заезжие дома, умение варить пиво и, с другой стороны, возникли семь рек и четыре долины в дополнение к тем, которые уже существовали.
Партолону пришлось выдержать столкновение с демоническими существами, фоморами, которые выступают на первый план при дальнейшем развитии событий. Выдержать соперничество с ними предстояло и следующей группе пришельцев - людям Немеда, тоже оставившим свой след на острове в виде четырех новых озер, двенадцати долин и прочее. Спутники Немеда попали в кабалу к фоморам, наложившим на них обременительную дань. Освободиться от нее они пытались, напав на крепость фоморов - остров у северных берегов Ирландии. Предприятие это закончилось неудачей, и спастись удалось только трем братьям - Старну, Иарбонелу и Фергусу; потомство двоих из них потом снова вернулось в Ирландию. Это были Фир Болг и Племена Богини Дану. Фир Болг, потомки Старна сыграли немалую роль в становлении страны: с ними связывал ось упрочение священной королевской власти, множество нововведений в искусстве сражения и, наконец, чрезвычайно важное для ирландской традиции деление страны на пять королевств.
За Фир Болг - воинами на острове появляются Племена Богини Дану, божественно-магический характер которых подчеркивается во всех описаниях. Их изначальное место пребывания - северные острова, где они почерпнули тайное знание и откуда принесли в Ирландию четыре величайших сокровища: меч Нуаду, котел Дагда. копье Луга и Камень Фаль, вскрикивавший под тем, кто достоин был стать королем Ирландии.
Между Племенами Богини Дану и фоморами существуют постоянные связи, заключаются браки, а два главных и олицетворяющих королевское достоинство персонажа саги - Брес и Луг - па своему происхождению и поведению объединяют то и другое начало. И все же соперничество между богами вполне реально. В узком смысле это конфликт между достойным и недостойным отправлением королевской власти, а в более широком - противопоставление космически организованного и хаотического состояния одного и того же мира, его природной стихии. Фоморы - эта главным образом не тип персонажей, а тип действия, персонификация пограничного состояния мира. Во множестве текстов демонический характер фоморов подчеркивается их обликом одноногих и одноглазых существ, какими они предстают во время сражения. В соответствии со своей двойной природой ту же пазу (стояние на одной ноге с прикрытым глазом), принимает и Луг, ведя свое воинство в битву. Кульминацией ее становится поединок между ним и Балором.
В этой книге представлена лишь одна, древнейшая версия саги. Связанные с соперничеством Племен Богини и фоморов события описаны, кроме того, еще в одной полной версии XVII века и в многочисленных фрагментах прозаических и поэтических текстов. Конечно, это лишь осколки традиции, и нам никогда не узнать, через какие промежуточные этапы прошла в своем существовании сага и как многообразно преломились в текстах устная и письменная традиции.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.