logo search
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

9 Вопрос: Культура средневекового Казахстана. Города, ремесла, наука, литература (VI - XII вв.).

Сведения письменных источников и археологические материалы, накопленные в течение последних десятилетий, свиде­тельствуют о подъеме экономической и культурной жизни на территории Казахстана в VI - XII вв.

На фоне крупных социальных и экономических сдвигов, происходивших в период раннего феодализма на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Таласа, Или и Чу появляются многочисленные политические центры. Некоторые из них связаны с более ранними земледельческими и ремесленными поселениями. На их базе формируются города, центры сосредоточения ремесла, торговли, культуры.

Города: Обычно города возникали у стен феодальных замков-ставок. Здесь концентрировались дома и дворцы знати, торгово-ремесленные постройки. Со временем заселенную территорию окружали стенами. Так создавалось ядро города -«шахристан». Город был резиденцией феодалов данного района, а в их лице - хозяином земледельческого региона.

В связи с усиливающимся процессом феодализации социальная структура города меняется: все большую роль в его жизни приобретают торгово-ремесленные предместья - рабады, шахристан утрачивает свое значение.

Кроме традиционного пути сложения города имелись и другие. Иногда город формировался как торгово-ремесленный по­сад под защитой рабата или караван-сарая, на месте базара, в пограничных районах между степью и оседлой полосой или же у стен культового ансамбля. Для городов на территории Казахстана особенно большое значение имела связь с кочевым миром. Кочевник не мог обходиться без продукции земледельца, а масштабы земледелия во многом определялись спросом кочевни­ческого рынка.

Основным строительным материалом служили сырцовый кирпич и пахса. Употреблялось также и дерево, главным образом в перекрытиях. Наружные стены крупных зданий и замков зачастую облицовывались фигурными терракотовыми плитками. В монументальном строительстве все большее значение приобретал жженый кирпич, а также резное дерево, гипс, алебастр. В интерьере, как показали исследования, широко применялась резная терракота.

Ремесла: Среди ведущих городских ремесел следует назвать гончарное производство, стеклоделие, ремесла, связанные с выплавкой и обработкой металлов, такие, как кузнечное, слесарное, ювелирное. Многие ремесла были связаны с переработ­кой сельскохозяйственного сырья. Это - ткачество, кожевенное дело, ковроткачество, резьба по кости.

Высокого уровня достигло гончарное дело - изготовление керамической посуды. При раскопках Отрара и Тараза на тер­ритории рабадов обнаружены гончарные печи, более совершенные, чем печи предшествующего времени. У них увеличилась система регулирования температуры, что сказывалось на качестве изготавливаемой продукции.

Керамика различных регионов территории Казахстана имела своеобразные черты. Они более заметны в керамике VI - VIII вв., когда преобладала посуда, лепленная от руки, и нивелируются в IX - X вв., когда господствующее положение заняла ке­рамика, сделанная на круге.

Добычей руды занимались люди, хорошо знакомые с особенностями горного дела. По-прежнему разрабатывались место­рождения железа, меди, олова, серебра. Важными металлургическими центрами были городища Соркундук и Айнакуль. При раскопках городищ обнаружены плавильные шлаки, слитки свинца, меди, кричного железа.

Плавка железа проводилась в горнах. Здесь же, на месте, из выплавленного металла изготовлялись различные поделки. Высокого совершенства достигло ювелирное мастерство. Из бронзы и благородных металлов ремесленники изготавливали кольца, серьги, броши, подвески. В Таразе обнаружены три формы из песчаника для отливки женских украшений.

Широко была поставлена обработка шерсти и кожи. Свидетельствуют об этом находки скорняцких приспособлений - кос­тяных скребков, гладильников, железных и костяных шильев.

По-прежнему камень шел для изготовления распространенных в быту зернотерок и жерновов, пестов и ступок, видимо, этим занималась специальная группа ремесленников.

Наука: Свидетельством развития средневековой науки является научная деятельность философа, ученого-энциклопедиста, выходца из Отара (Фараба) Абу Наср Мухаммеда Ибн Мухаммеда Ибн Тархана Ибн Узлага аль-Фараби ат-Тюрки (870-950). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитектурой, теорией музыки, известен исследова­ниями в области этики. Ему был присвоен титул «Муаллим ассана - Второй учитель» (под первым имеется в виду Аристотель). Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. Ему принадлежат труды «Большая книга музыки», «Слово о классифика­ции наук», «Геммы премудрости» и т.д.

В средние века в период государства Караханидов жили и творили создатели крупнейших памятников тюркского языка и литературы Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский.

Литература: Древнетюркское письмо состояло из 37 или 38 знаков, достаточно передававших фонетические особенности тюркского языка. Памятниками древнетюркской письменности являются тесты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа, в Ферганской долине, в Подонье, на Северном Кавказе. Надписи на древнетюрк-ском письме обнаружены на керамике близ Тараза, на бронзовых зеркалах из Восточного Казахстана, на глиняном пряслице из Талгара, на монетах и других бытовых предметах из различных частей Казахстана и широких степных просторов Евразии. Это письмо в XI - XII веках было вытеснено сначала уйгурским, а затем арабским.