Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
Новое понимание искусства характерно прежде всего для живописцев, вступивших в 60-х годах в полемику с академическим искусством. Художники-импрессионисты, продолжая национальные традиции, стремились с наибольшей непосредственностью и искренностью воссоздать гармонию природы и сцены повседневной жизни. Они смело пользовались колористическими возможностями живописи, создавая поэмы на полотне, полные света, ликующие и как бы восполняющие недостаток поэзии в действительности.
В отличие от них натуралисты, выступавшие в 70-х годах преимущественно в литературе, стремились к документальному, научно-объективному отображению буржуазных отношений.
Развитие поэзии конца века представляет собой сложный процесс. В ней преодолеваются романтические влияния, ярче выступают реалистические черты, и, наконец, в 80-х годах в поэзии возобладал новый художественный метод – символизм.
Уже в творчестве Шарля Бодлера (182101867), автора сборника «Цветы зла» (1857), романтическое отображение действительности сочеталось с трезвым описанием пороков буржуазного общества. Во взгляде на мир, в понимании задач поэзии Бодлер выходил за рамки романтизма. Он осуществлял прорыв из мира романтических образов в мир реальности, во многом для него неприглядной. С горечью писал он о судьбе художника в буржуазном мире. Таково его стихотворение «Альбатрос».
Альбатрос – «птица Океана», - ради забавы пойманный матросами и грубо кинутый на палубу, предстаёт как трагический символ судьбы поэта:
Лишь недавно прекрасный, взвивавшийся к тучам,
Стал таким он бессильным, нелепым, смешным!
Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,
Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.
Так, Поэт, ты паришь над грозой, в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
И ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе.
Эта острота восприятия мира, проявившаяся в поэзии Бодлера, была позже, в 70-х годах, воспринята Артюром Рембо (1854-1891). Он создал цикл реалистических стихов, резко обличительных, в которых бросил вызов буржуазному миру. Свидетель пролетарской коммуны 1871 года, Рембо пошёл дальше своего учителя, каким был для него Бодлер, создав политическую антибуржуазную поэзию («Париж заселяется вновь», «Руки Жан-Мари»). В его стихах о Коммуне зазвучал призыв к действию, подхваченный поэтами Франции 20 века.
Вместе с тем уже Бодлер, Рембо и Поль Верлен (1844-1896) предвосхитили поэтику символистов. Они широко обращались к форме поэтического иносказания. В отдельных стихотворениях Бодлер привлекал образы природы лишь как средство характеристики внутреннего мира человека. «Пейзажами души» можно назвать многие стихотворения Верлена из его сборника «Песни без слов» (1874).
Наряду с этим творчество Верлена перекликалось с живописью импрессионистов. В своих стихах он передавал определённое настроение духа, чувство тоски («Сердце тихо плачет…»). Не случайно во вступлении к «Песням без слов» Верлен пояснял, какой является его поэзия:
Это – желанье, томленье,
Страсти изнеможенье,
Шелест и шорох листов,
Ветра прикосновенье,
Это – в зелёном плетенье
Тоненький хор голосов.
Роль Верлена в поэзии связана с видоизменением классического, александрийского стиха, широким использованием элементов разговорной речи, с усилением в стихе эмоционального и музыкального начала.
Рембо, создатель бунтарской и метафорической поэзии, предвосхитил поиски новых поэтических обобщений, сближая по ассоциации образы и понятия в неожиданных сопоставлениях («Пьяный корабль», сонет «Гласные»).
Символизм, развиваясь в 80 – 90-х годах, в период политической реакции, в условиях, неблагоприятных для развития гражданской поэзии, проявился и в живописи, и в поэзии, и в театре.
Символисты видели в искусстве единственный выход для творческой активности личности. Они полемизировали с натуралистами, отказываясь сводить задачу художника к простому отражению фактов повседневной жизни. Они требовали максимальной концентрации образа, часто их интересовала затаённая, скрытая, недоступная познанию сторона того или иного явления.
В этот период получили распространение опасные идеи и настроения. Зазвучали мотивы разочарования, неверия, даже отчаяния и смерти. Эти настроения упадка послужили основой для особого рода философии – декадентской. Деятели декаданса выражали отвращение и презрение к буржуазному миру, но в то же время продекларировали отказ от борьбы с этим миром, а значит, объективно поддерживали его. Отдельные деятели искусства уходили в своём творчестве в узкий, личный мир, и самую личность изображали в её упадке и разрушении, где человеку, по их мнению, всё дозволено – аморализм, восхищение пороком, полная безответственность и беспринципность. Искусство, в котором содержалась проповедь такого отношения к жизни, сурово критиковали передовые писатели того времени – Мопассан и Роллан во Франции, Толстой и Чехов в России. Но сложность ситуации состояла в том, что и многие честные художники не избежали влияния декаданса. И среди символистов были такие, которые, растерявшись перед противоречиями действительности и не находя разгадки её особенностей, в поисках тайного смысла жизни придавали мистический характер своим произведениям.
Бельгийский символист, драматург Морис Метерлинк (1862-1949), известный у нас своей гуманистической пьесой-сказкой «Синяя птица» (1908), уже более 50 лет сохраняющейся в репертуаре МХАТа, вместе с тем создавал драмы, таинственные по колориту, проникнутые безысходным отчаянием.
Разумеется, идеи декаданса проявлялись не только в символизме. Они затронули своим влиянием и некоторых писателей, известных своими реалистическими произведениями, например, раннего Генриха Манна и Мопассана (в последние годы жизни), хотя он сам критиковал декадентов.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.