Вопрос 3. Эмиль Золя.
Золя (1840-1902) был создателем теории натурализма. Это направление возникло и развивалось в литературе Франции в 60-80-е годы 19 века.
В своих многочисленных статьях Золя излагал и обосновывал теорию натурализма как нового и единственно правильного, по его мнению, метода в литературе. Самой значительной теоретической работой Золя является «Экспериментальный роман» (1880).
Натурализм, утверждал Золя, представляет собой дальнейшее развитие традиций реализма прошлого, в частности Бальзака, которого Золя называет «основоположником точного изучения общества». Однако, по его мнению, старый реализм, его метод изображения жизни уже недостаточен в новую эпоху, когда успехи точных и естественных наук углубили знание действительности.
Золя интересовался успехами науки, открытиями биологии, физиологии, медицины, считал, что закономерности развития природы и животного мира могут быть перенесены и на человеческое общество, судьбу человека.
Стремясь сделать литературу точным и правдивым отражением жизни, Золя хотел сблизить её с наукой, перенести в художественное творчество методы научного исследования.
Золя считал, что старый реализм мало уделял внимания изображению физиологии человека; задача натурализма – восполнить этот пробел, показав физиологическую основу, определяющую человеческую психологию, характеры, поступки. Особенно он увлекался теорией наследственности, которой придавал преувеличенно большое значение, приписывая зачастую ей решающее влияние на судьбу человека. Золя преуменьшал влияние социальных законов, социальной среды. В ранних натуралистических романах(«Тереза Ракен», 1867, «Мадлен Фера», 1868) это низведение человека до уровня животного ощущается особенно сильно. В романе «Земля» в одной главе показаны и роды у женщины, и отёл коровы, причём подчёркнута некая общность физиологических процессов. В такой грубой, упрощённой трактовке человека состоял шаг назад, сделанный Золя в сравнении с реализмом Стендаля и Бальзака.
Конечно, в лучших социально значительных произведениях Золя нет такого прямолинейного физиологического изображения человека, но влияние этого биологического фактора даёт себя знать и в его зрелом творчестве, в серии «Ругон-Маккары».
Золя придавал большое значение описанию среды, обстановки, профессионального труда, вещей, окружающих человека. С почти научной, профессиональной достоверностью воссоздаёт он в своих романах и шахту («Жерминаль»), и железную дорогу («Человек-зверь»), и универсальный магазин («Дамское счастье»), и биржу («Деньги»), и парижский рынок («Чрево Парижа»). Это увлечение фактами, документами, вещами нередко вытесняет или заслоняет человека, подчиняя его фатальной власти среды.
Вместе с тем самое обращение писателя ко многим сторонам жизни, которое ранее не принято было изображать, расширяло рамки реализма. Ведь натуралисты оправдывали свою откровенность именно стремлением передать неприкрытую правду жизни. В частности, в романе «Земля» натуралистическая обнажённость и даже известная грубоватость изображаемых сцен являются для писателя способом показать дикость, невежество, грубость, которые царят во французской деревне, где жители обречены на поистине животное существование.
К тому же у такого большого художника, как Золя, взгляд на жизнь был шире. Показывая человека с биологической стороны, исследуя влияние законов наследственности, Золя одновременно разворачивал широкую картину нравов эпохи, с такой же точностью и основательностью изучал и показывал главные социальные противоречия эпохи. При этом натуралистические моменты иногда вступали в противоречие с социальным анализом, а часто лишь дополняли этот социальный анализ и даже усиливали общественные суждения и оценки писателя.
Литература по теме:
Основная:
1. И.И. Анисимов. Новая эпоха всемирной литературы. М., 2005.
2. Т.В. Балашова. Активность реализма. Литературно-художественные дискуссии на Западе. М., 2006.
Дополнительная:
1. Б.Л. Сучков. Исторические судьбы реализма. М., 2006.
2. Т.В. Балашова. Французская поэзия. М., 2005.
3. Т.О. Евнина. Французская литература 19-20 веков. М., 2005.
Раздел 8. Литература 20 века.
Раздел 4. Древнерусская литература (X-XVII вв.)
Тема 4.1. Пути русской литературы в X-XVII веках.
Вопрос 1. Памятники литературы Киевской Руси (11 – начало 13 веков).
Повесть временных лет – это летописный свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 года. В основу «Повести» легли летописные своды 11 века, русско-византийские договоры 10 века, византийские хроники, тексты Священного писания, сказание о грамоте словенской, предания о восточнославянских племенах, их взаимоотношениях с соседними племенами, о первых русских князьях. В своём труде Нестор связал историю восточных славян с историей соседних народов. Труд Нестора дошёл до нас с переделками и дополнениями летописцев. Древнейший список «Повести временных лет», представляющий собой вторую редакцию (её составил в 1116 году Сильвестр, монах Выдубицкого монастыря), заключён в Лаврентьевской летописи 1337 года. Первоначальный текст «Повести временных лет» Сильвестр дополнил, в частности, рассказом об ослеплении Василька Теребовльского и легендой о посещении Корсуни апостолом Андреем. Ипатьевская летопись не только важнейший исторический источник, но и литературный памятник. Она содержит много поэтических легенд и преданий: рассказы о походах Олега на Царьград, о его смерти от своего коня, о мести княгини Ольги за смерть Игоря. С былинным эпосом связаны летописные рассказы о князе Владимире и его пирах. Произведение проникнуто высоким патриотическим чувством, идеей единства Русской земли. Летописец осуждает кровавые междоусобные распри князей, утверждает права старшего в роде князя, призывает к единению в борьбе с внешними врагами.
Поэтические предания «Повести временных лет» неоднократно служили источником для произведений русских поэтов, писателей, композиторов.
«Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Написано между 1037-1050 годами первым русским митрополитом Илларионом, поставленным на киевскую митрополию Ярославом Мудрым в 1051 году. Не ограничиваясь развитием богословской темы (он противопоставил Ветхий завет Новому), Илларион выступил как публицист, поднял в своём произведении крупнейшие политические вопросы, связанные с отношениями Киевской Руси с Хазарским каганатом и с Византией. Илларион прославляет Русь – могущественное, независимое государство, воздаёт хвалу Владимиру 1 Святославичу, при котором Русь приобщилась к христианскому миру, и Ярослава Мудрого, при котором Русь достигла особого процветания.
Как художественное произведение «Слово» Иллариона – образец высокого ораторского искусства Древней Руси. Оно свидетельствует о большом литературном мастерстве, которое было достигнуто при Ярославе Мудром.
«Сказание о Борисе и Глебе» («Сказание о страстях и похвала святым мученикам Борису и Глебу») создано в конце 11 или начале 12 века. Это одно из первых оригинальных автобиографических произведений. По форме оно значительно отличается от канонического жития византийского типа и обнаруживает связь с летописной повестью. В нём нет последовательно изложения жизни святых, а рассказан только один эпизод – убийство Святополком братьев Бориса и Глеба из-за политического соперничества. По существу, «Сказание» - это историческая повесть с точным названием лиц, имён, фактов, с указанием на конкретные места, где развёртывались события. Основная идея «Сказания» - не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, утверждение права старшего в роде князя, осуждение княжеских междоусобиц. Однако, в отличие от исторической повести, «Сказание» - произведение лирическое, оно содержит молитвы, плачи, монологи-размышления, ведущиеся от лица автора или влагаемые в уста Бориса и Глеба. Особой проникновенностью и живым человеческим чувством выделяется в «Сказании» плач юного Глеба.
«Слово о полку Игореве» - это величайший памятник мировой литературы. Он создан в 12 веке в Киевской Руси. «Слово» было найдено в списке 16 века. Оно входило в состав рукописного сборника, купленного А.И. Мусиным-Пушкиным у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского в конце 18 века. В 1796 году была сделана рукописная копия для Екатерины П. в 1800 году А.И. Мусин-Пушкин вместе с А.Ф. Малиновским и Н.Н. Бантыш-Каменским издали «Слово». пожар 1812 года уничтожил сборник со списком «Слова» и большую часть первопечатного издания.
В тексте рассказывается о походе Новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Поход Игорь предпринял вместе с братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святослава Ольговичем из Рыльска. «Слово» было написано вскоре после похода около 1187 года.
Впервые в истории русской литературы автор создаёт здесь высокопоэтический и лирический образ русской женщины, тоскующей по своему мужу, переживающей за его воинов и судьбу похода. Влияние устного народного творчества заметно сказалось на художественном строе. Автор использует народную символику, эпитеты, тавтологию. Природа в «Слове», как и в фольклорных произведениях, тесно связана с жизнью человека. Влиянием народнопоэтического мировосприятия объясняются и элементы языческой мифологии, проявляющиеся в «Слове».
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.