Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
Повесть о Шемякином суде.
В 17 веке в литературе возникает новый, демократический жанр – сатирическая повесть. Появление этого жанра было связано с недовольством народа существовавшими порядками. Повести создавались в той среде, которая страдала от притеснения феодалов и церкви.
Основа сатирической повести – конфликт между бедняком и богачом, между неимущим, обездоленным человеком и судьёй-мздоимцем. Повесть рассказывает о судейских порядках, о корыстном судье Шемяке, имя которого стало в народе нарицательным. Она построена на нагромождении нелепых случайностей, которые усиливают сатирическую сторону образов. Повесть тесно связана со сказками о Шемяке.
Сочинения протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум (1621-1682) – глава раскольников, фанатически отстаивавший свои убеждения и погибший за это на костре. Он был талантливым, своеобразным писателем. Ему принадлежат «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», а также разные послания и челобитные.
«Житие» было написано Аввакумом в 1672-1673 годах во время заточения в Пустозёрске. «Житие» - первое в истории русской литературы произведение автобиографического жанра, в котором особенно ярко выразились тенденции к реализму. Описывая свою жизнь, Аввакум отказывается от традиционных схем. Это находит выражение в новом подходе к изображению человека, в обилии бытовых зарисовок, в пейзажных описаниях, в диалогах героев, а также в языке произведения с его просторечием и диалектизмами.
«Житие» Аввакума проникнуто духом борьбы. Автор страстно отстаивает свои убеждения, обличает врагов.
В «Книге бесед» полемическое рассуждение Аввакума об иконном писании направлено против новых реалистических исканий в искусстве 17 века, связанных с именами живописца Симона Ушакова и его единомышленника Иосифа Владимирова, автора трактата об искусстве. Упомянутые живописцы отстаивали новые принципы иконного писания, основанные на стремлении к жизненной правде и достоверности изображаемого. В частности, Симон Ушаков считал необходимым для живописца изучение анатомии человека; Иосиф Владимиров полагал, что лики на иконах нельзя писать по традиции: «зачаделыми», «темновидными», «мрачными и неподобными», они должны быть «световидными». Выступление Аввакума против реалистических тенденций в иконописи объясняется стремлением уберечь православную Русь от влияния католического запада.
Деятельность Аввакума была направлена на защиту старого, отжившего. Однако большое дарование, литературное новаторство делают его творчество выдающимся явлением древней русской литературы.
Литература по теме:
Основная:
Н.К. Гудзий. Древнерусская литература. М., 2005.
Дополнительная:
1. И.П. Ерёмин. Художественная проза Киевской Руси. М., 2005.
2. Т.А. Сумникова. Послания Ивана Грозного. М., 2005.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.