Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
Сюжет трагедии «Король Лир» взят из старинных «Хроник Англии, Шотландии и Ирландии», написанных Голиншедом.
Действие развивается в древней Британии, но строй чувств героев, жизненные вопросы, которые стоят перед ними, бытовые детали — всё это, как и в большинстве других пьес Шекспира, отражает современную ему английскую действительность.
Главный герой — старый король Лир. Этот образ дан Шекспиром в развитии. Лир изменяется под влиянием жизненных обстоятельств. Надменный и себялюбивый тиран-самодержец, он был далёк от интересов и нужд народа, а вместе с тем и от понимания жизненной правды. Он заблуждался в людях. Внешние проявления покорности и лживые уверения своих, старших дочерей, Гонерильи и Реганы, король Лир принял за доказательство искренней любви, а действительно любящую его младшую дочь Корделию изгнал, разгневанный тем, что она не хотела давать льстивых заверений в своей любви к отцу.
Разделив своё королевство между старшими дочерьми, он скоро убеждается в своём заблуждении.
Прогнанный дочерьми, уязвлённый в своей гордости, Лир принуждён скитаться, как нищий, не имея крова над головой. И в эти дни страданий, познав всю горечь жизни обездоленных, старый король Лир становится другим человеком. Перед ним открылись те стороны жизни, о которых он не подозревал раньше; он почувствовал жестокую несправедливость того общественного строя, где бедняки в дырявом рубище скитаются без приюта во время бури, в то время как вельможи веселятся в своих роскошных замках.
Несчастные нагие бедняки,
Гонимые безжалостною бурей, —
Как, бесприютным и с голодным брюхом,
В дырявом рубище, как вам бороться
С такою непогодой? О, как мало
Об этом думал я! Лечись, величье:
Проверь ты на себе все чувства нищих,
Чтоб им потом отдать свои избытки
И доказать, что небо справедливо.
В этой сцене, во время бури, в самые тяжёлые минуты своей жизни, король Лир поднимается над личными страданиями: он сочувствует обездоленным и в то же время испытывает глубочайшее чувство ненависти и негодования к лицемерным преступникам, к негодяям, принявшим личину невинности. Лир призывает к справедливому возмездию:
Пускай же боги,
Гремящие над нашей головой,
Найдут своих врагов! Дрожи, преступник,
Чьё преступленье скрыто от закона!
Убийца, прочь кровавую десницу!
Клятвопреступник и кровосмеситель,
Невинный с виду, трепещи, злодей,
Под кроткою личиной лицемерья
Замысливший убийство!
Острые социальные вопросы и тираноборческие мотивы, которые мы находим в трагедии, были продиктованы Шекспиру самой английской действительностью того времени, когда по дорогам Англии скитались тысячи бездомных бродяг, выкинутых из своих хижин «ненасытными обжорами» — помещиками, когда английский абсолютизм подвергал жестоким гонениям выдающихся гуманистов.
Вторая сюжетная линия трагедия — история графа Глостера, обманутого и преданного своим пасынком Эдмундом. В ней раскрывается и подкрепляется та же тема враждебности мира эгоизма и корыстолюбия лучшим чувствам, подлинной человечности. Шекспир показывает в трагедии «Король Лир» всю безмерную жестокость и властных вельмож-феодалов, и низких, коварных честолюбцев. Образ Эдмунда (как и образ Яго в трагедии «Отелло») характерен для эпохи первоначального накопления.
Носителем народной мудрости, как и во многих других трагедиях Шекспира, здесь выступает шут. В его уста драматург вкладывает наряду е грубыми шутками и острыми афоризмами глубокие разоблачения социальной действительности. Он мечтает о далёком будущем, когда всё переменится, «перевернётся» и люди встанут на ноги:
Коль поп не станет врать народу,
А пивовар лить в пиво воду,
Жечь будут не еретиков —
Сердца влюблённых простаков,
В суде невинных не засудят,
Долгов ни у кого не будет,
Забудет сплетню злой язык,
Зароет деньги ростовщик...
Тогда-то будет Альбион
Великой смутой возмущён:
Такие времена настанут,
Что все ходить ногами станут.
Литература по теме:
Основная:
1. Б.П. Петрова. Литература эпохи Возрождения. М., 2005
Дополнительная:
1. О.Л. Мощанская. Хрестоматия по зарубежной литературе. М., 2004.
2. Н.И. Муравьёва, С.В. Тураев. Западноевропейская литература. М., 2005.
3. А.А. Аникст. Творчество Шекспира. М., 2005.
4. И.А. Дубашинский. Вильям Шекспир. М., 2005.
5. М.М. Морозов. Шекспир. М., 2004.
Зарубежная литература 17 века.
- Раздел 1. Античная литература.
- Тема 1.1. Античная драма и её эволюция.
- Вопрос 1. Происхождение драмы.
- Вопрос 2. Формы, которые принимал основной источник трагедии.
- Вопрос 3. Трагедия до Эсхила.
- Вопрос 4. Структура трагедии.
- Вопрос 5. Древнегреческий театр.
- Вопрос 5. Софокл. Биография.
- Вопрос 6. Идейная основа трагедий.
- Вопрос 7. Трагедия «Эдип-царь».
- Раздел 2. Памятники литературы традиционного Востока.
- Тема 2.1. Общий очерк литературы традиционного Востока.
- Вопрос 1. Сравнение мифов греческих и египетских.
- Вопрос 2. В чём состоит алогичность египетских мифов?
- Вопрос 3. Изменение представлений о богах.
- Вопрос 4. Отличие мифа от сказки.
- Раздел 3. Литература европейского средневековья и эпохи Возрождения.
- Тема 3.1. Своеобразие литературы европейского средневековья. Основные жанры.
- Вопрос 1. Ирландские предания.
- Вопрос 2. История жанра сага.
- Вопрос 3. Классификация жанра сага.
- Вопрос 4. «Мифологический цикл» жанра саги.
- Вопрос 5. Судьба письменных вариантов саг.
- Вопрос 6. Устное бытование саг.
- Тема 3.2. Гуманистический характер эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение в Великобритании и Италии.
- Вопрос 1. Начало эпохи.
- Вопрос 2. Некоторые особенности, признаки эпохи.
- Вопрос 3. Общая картина литературы эпохи Возрождения.
- Вопрос 4. Англия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 5. Периодизация английской литературы Возрождения.
- Вопрос 6. Италия в эпоху Возрождения.
- Вопрос 7. Периодизация итальянской литературы Возрождения.
- Вопрос 8. Джованни Боккаччо «Декамерон».
- Тема 3.3. Гуманистический характер литературы эпохи Возрождения. Национальные варианты Возрождения. Возрождение во Франции и Испании.
- Вопрос 1. Возрождение во Франции.
- Вопрос 2. Структура романа.
- Вопрос 3. Возрождение в Испании.
- Тема 3.4 Эволюция жанра трагедии в творчестве в. Шекспира.
- Вопрос 1. Жизненный и творческий путь в. Шекспира.
- Вопрос 2. Периоды творчества Шекспира.
- Вопрос 3. Трагедия «Гамлет»
- Вопрос 4. Трагедия «Король Лир».
- Вопрос 1. Представления в средневековье.
- Вопрос 2. Литература в Италии.
- Вопрос 3. Жан де Лафонтен (1621-1695) – французский поэт-баснописец.
- Вопрос 4. Творчество Мольера (около 1622-1673)
- Вопрос 1. Общая характеристика Просвещения.
- Вопрос 2. Роль разума и философии в эстетике просветителей.
- Вопрос 3. Литературные направления 18 века.
- Вопрос 4. Английское Просвещение. Даниэль Дефо (1661-1731)
- Вопрос 5. Джонатан Свифт (1667-1745).
- Вопрос 6. Немецкое Просвещение. Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832).
- Раздел 6. Литература 19 века.
- Тема 6.1. Романтизм и реализм в историко-литературном процессе XIX века. Россия и Запад.
- Вопрос 1. Романтическое направление в литературе 19 века.
- Вопрос 2. Немецкий романтизм. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
- Вопрос 3. Английский романтизм. Вальтер Скотт (1771-1832).
- Раздел 7. Литература рубежа 19-20 веков.
- Тема 7.1. Рубеж XIX-XX веков: многообразие литературных школ и направлений как отражение переломного характера эпохи.
- Вопрос 1. Общественная жизнь на рубеже веков.
- Вопрос 2. Направления в литературе и искусстве.
- Вопрос 3. Эмиль Золя.
- Вопрос 2. Памятники литературы периода феодальной раздробленности Руси (13-14 века).
- Вопрос 3. Памятники литературы периода объединения Северо-восточной Руси и образования Русского централизованного государства (конец 14-начало 16 века)
- Вопрос 4. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Вопрос 5. Памятники литературы периода укрепления Русского централизованного государства (16-17 века).
- Раздел 8. Литература 20 века.
- Тема 8.1. Литература на рубеже тысячелетий. 20 век как литературный мегацикл.
- Вопрос 1. Общая характеристика рубежа веков.
- Вопрос 2. Литература Франции.
- Вопрос 3. Литература Австрии.
- Вопрос 4. Литература Германии.
- Тема 8.2. «Женская проза».
- Вопрос 1. Основные направления современной прозы.
- Вопрос 3. Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Закончила факультет журналистики мгу в 1961. Работала редактором на Центральном телевидении в 1972 г.