logo search
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

54 Вопрос: Становление и развитие института президентства в Республике Казахстан.

Институт президентства является важнейшим звеном в развитии суверенного, независимого Казахстана. Новые тенденцш' в общественно-политической и экономической сферах конца 80-х годов определяли необходимость изменений в структуре власти еще в рамках СССР. Первоначально изменения затронули исполнительную власть, что выразилось во введении поста Президента в Республиках Советского Союза на рубеже 80-90-х гг.

В Казахской ССР пост Президента был учрежден 24 апреля 1990 года, т.е. раньше, нежели институционально оформлен­ный и имеющий законодательную базу институт президентства. Первые президентские всенародные выборы состоялись 1 де­кабря 1991, уже после распада СССР. До них президентский пост был фактически другим названием института прежнего ру­ководства республики - первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Но есть и весьма существенная разница в понимание президентства до выборов, а именно как заявки на известную долю политического суверенитета. Выборы же Президента стану зачатками нового соотношения властей в республике и, самое главное, - прервали зависимость от советской системы. Страной руководил законно избранный большинством населения Президент, который не мог быть смещен волевым решением Верхов­ного Совета. Совмещение постов Главы государства и исполнительной власти при прямом электоральном избрании в декабре 1991 г. стало первым шагом в переходе от парламентской к президентской системе правления. Подтверждением этому стал Конституционный Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991г. а позже ли­ния перехода к президентской республике конституционно была оформлена в Основных Законах РК 1993 г. и 1995 г. Таким образом, можно выделить следующие этапы становления и функционирования института президентства в Казахстане:

- 1990-1991 гг. - когда президентский статус являлся в основном декларацией независимых отношений рес­публики с центром и не был возведен в четко определенную институциональную форму;

- декабрь 1991-1995 гг. - Президент является Главой Государства и возглавляет систему исполнительных орга­нов власти (в соответствии с Конституцией 1993 г.);

- 1995-1998 гг. - после принятия Конституции 1995 г. статус Главы государства приобретает новый смысл: как гаранта согласованного функционирования всех трех ветвей власти при одновременном сохранении им контроля над исполнительной властью:

- с 1998/99 гг. - настоящее время - внесение соответствующих изменений и дополнений в действующую Конституцию Законом от 7 октября 1998 г. и проведение досрочных президентских выборов - важное подтверждение того, что в эволюции института президентства превалирует тенденция к расширению его

пол гтЖэЖкм, что кандидатами в Президенты РК в январе 1999 г, были (кроме Н.А. Назарбаева): Абдильдин С. (кандидат от Коммунистической партии); Г. Касымов (председатель Таможенного комитета, генерал, работал на различных государственных постах, в т.ч. и Советника Президента); Э. Габбасов (писатель, депутат Верховного Со­вета, долгое время работал в областной администрации). В результате выборов Н.А. Назарбаев получил 81,75%, С. Абдильдин - 12,08%, Г. Касымов - 4,72%, Э. Габбасов - 0.78%, голосов избирателей. Следующие президентские выборы должны состояться в 2006 г., а парламентские - в 2004-2005 гг.

В Конституции полномочия Президента раскрываются в разделе 111: «Президент Республики Казахстан являет­ся главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внеш­ней политики и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики -символ и гарант единства народов и государственной власти, незыблемости Конституции, прав _и свобод человека и гражданина» (Ст.40, п. 1,2). Актами Президента являются: указы: распоряжения; указы, имеющие силу закона; законы. Статья 41 Конституции содержит требования к кандидату в президенты - им может стать гражданин Рес­публики Казахстан по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет Избирается Президент Республики Казахстан совершеннолетними гражданами РК на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на семь (7) лет

Относительно полномочий Президента РК одной из широко обсуждаемых, актуальных в обществе тем является проблема выборности акимов, представителей местной исполнительной власти. В соответствии со ст. 87 (п. 4) раз­дела VIII «Местное государственное управление и самоуправление» «акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики по представлению Премьер-министра. Аки­мы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, опреде­ляемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей». И хотя в необходимости перехода к системе выборности акимов принципиально мало кто сомневается, на данный момент в Казахстане предпринимались лишь экспериментальные меры в этом направле­нии (выборы акима Чемолганского сельского округа Алматинской области в мае 1999 г.). Окончательный переход к выборности акимов всех уровней и вытекающие отсюда кардинальные изменения в системе управления остаются пока вопросом времени. Решение этой проблемы связано со многими внешними и внутренними обстоятельствами (негативный опыт губернаторских выборов в России, неразвитость и противоречия законодательства в области ме­стного государственного управления и местного самоуправления и др.).