logo search
Istoria_stran_Azii_i_Afriki_v_noveyshee_vremya

II. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.

Легче всего было отменить официальные атрибуты прошлого, ввести европейские нормы в быт и культуру населения. Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы. Закон от 25 ноября 1925 г., например, квалифицировал ношение фески как уголовное преступление. Традиционность в одежде подчеркивала консерватизм турок. Вот почему М. Кемаль придавал большое значе­ние внедрению европейской моды. Через несколько лет был даже принят закон, запрещавший ношение религиозных одежд духовенст­вом вне службы. Что касается женской одежды, ношения паранджи, то никаких официальных запретов не издавалось, но сам М. Кемаль в своих выступлениях неоднократно призывал отказаться от ношения паранджи, и это возымело действие.

25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарь и ле­тоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в си­лу закон «О введении фамилий», как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный сорат­ник Исмет-паша — фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).

Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским об­разцам. 17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законода­тельству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вво­дилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за со­бой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.

Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин. В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские браки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки по­лучали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять ве­роисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.

В 1927 г. женщины получили право работать в государственных уч­реждениях, в 1930 г. — участвовать в местных выборах, а с 1934 г. — в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).

Для развития принципа национализма М. Кемаль пытался возбу­дить в людях чувство патриотизма. Этому призвана была служить кампания по внедрению нового алфавита. Требовалось отказаться от арабского письма и перейти на латинский алфавит. Правда, латин­ский алфавит не располагал всеми необходимыми знаками для пере­дачи фонетических особенностей турецкого языка, но для этого была создана специальная комиссия во главе с самим М. Кемалем, которая придумывала особые знаки.

Вскоре работа была завершена, и 7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите. Теперь началось внедрение его в жизнь. Про­водились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изу­чала новый алфавит, правила орфографии.

Принятие латинизированного алфавита облегчило обучение в мно­гочисленных, заново создаваемых по европейским стандартам началь­ных и средних школах, специальных и высших учебных заведениях, а также содействовало развитию научных исследований, приобщению Турции к европейской культуре и цивилизации. Однако вся кампания велась под лозунгами турецкого патриотизма.

Возбудить национальный патриотизм была призвана и кампания по развитию турецкого языка. Ее проводило Турецкое лингвистичес­кое общество. Официальная его цель — заново сформировать турец­кий язык, очистив его от чужеродных заимствований, от арабо-пер-сидских слов. Предстояло переписать заново основные литературные произведения, переложив их содержание на современный турецкий язык, с использованием новых, только турецких по происхождению слов, благо, турецкая литература невелика по масштабам. М. Кемаль предписал даже ввести богослужение на турецком языке.

Подобного рода новшества вызывали озлобление людей. Особо негативно воспринимались меры, затрагивающие чувства верующих. Начались покушения на М. Кемаля. Их участники сурово наказыва­лись. Много шуму наделал так называемый Измирский заговор 1926 г., в котором были замешаны младотурки. Поэтому неудивительно, что режим М. Кемаля проводил реформы в столь жесткой форме, силой подавляя всякие попытки к сопротивлению. ■,,

Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», раз­решена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на поли­тической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либераль­но-республиканской партии. Лидер этой партии — Али Фетхи-бей («западник») критиковал М. Кемаля за его экономическую политику, выступал против раздувания госсектора, требовал «большего сбли­жения Турции с Западом». Критиковалось также ограничение режи­ма свободы слова.

В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демон­страции. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены. Народно-респуб­ликанская партия вновь стала единственной. Как отмечалось в заявле­нии правительства, «условия для демократии в стране еще не созрели».

В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2) нацио­нализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность — верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала ос­новные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла струк­туру политического режима.

М. Кемаль пожизненно назначался председателем Народно-рес­публиканской партии. Все кандидаты на выборах в парламент выдви­гались им от имени партии. Политика радикальных реформ была про­должена и в 1930-е гг.