logo search
Final_baza_vorposov / История / Билеты по Истории(Оригинал)

49 Вопрос: Культ личности Сталина и его последствия для Казахстана.

Репрессия - это карательная наказуемая мера со стороны государственных органов. Причем, государство без репрессий не бывает. Вся суть вопроса состоит в том, при каких объективных и субъективных обстоятельствах совершается репрессия.

По мнению большинства исследователей, репрессии в Советском Союзе являются следствием целого ряда факторов. Од­ним из которых следует признать борьбу за власть определенных социально-политических партий и, в частности, ВКП(б). Е этой борьбе доминирующей стала ориентация Сталина на достижение единоличной власти. В конечном итоге это привело не путь физического уничтожения реальных и потенциальных соперников и противников сталинского режима.

Определенное значение имел также экономический фактор или подоплека, как известно СССР имел огромную территорик ярко выраженной аграрной ориентации, цивилизованный путь развития экономики потребовал бы длительного периода и бо­лее благоприятной внешнеполитической обстановки. Репрессивная политика позволила без дополнительных капиталовложе­ний переселять большие людские массы в менее населенные районы, тем самым использовать дешевую рабочую силу.

Идеальной основой репрессивных действий послужила концепция об усилении классовой борьбы по мере укрепления со­циалистического общества. Причем этот тезис необходимо было подкрепить фактом «наличия врагов». Таких людей надо бы­ло искать среди «чуждых партии и народу элементов». Выискать в самой партии, в рядах интеллигенции и всех инакомысля­щих граждан страны.

Был отработан механизм воздействия на общественное сознание. К началу 30-х годов завершился процесс догматизации идеи Маркса, Энгельса, Ленина, сложился культ личности Сталина. Идеи вождя становились законом и руководством действий для народа и партии.

Предвестником репрессивного урагана стало закрытое письмо ЦК ВКП(б) от 29 июля 1936 года «О террористической дея­тельности троцкистско-зиновьевского контрреволюционного блока», доводящее до крайности требования о выявлении и иско­ренении имеющихся недостатков «по части бдительности и неумения распознавать врага». Все это привело к тому, что пар­тийные комитеты на местах стремились развивать «критическое отношение членов партии друг к другу, тем самым провоци­ровали людей на доносительство». Такова вкратце обстановка того периода, когда по всей стране, в том числе и в Казахстане, проходили репрессии.

Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея. В области политической он озна­чал сращивание партии с государством; в области экономической - господство методов внеэкономического принуждения, ко­мандно-бюрократического подхода к решению назревших проблем; в области государственной - создание видимости нацио­нальной государственности в лице кукольных союзных республик, демократической формы власти в лице номенклатурных Советов, максимальная ее централизация под эгидой правящей партии большевиков; в области социальной - отторжение ра­бочих и крестьян от собственности, превращение их в наемных пролетариев, укоренение примитивного распределения благ, обещания об улучшении жизни, неизменно отодвигаемые на необозримое будущее; в нравственной - коллективистские взгля­ды, которые несмотря на многие положительные аспекты, поглотили личность как таковую; в духовной сфере - господство штампов, клише и мифов; в области национальной - осуществление политики этноцида, преследование целых народов, унич­тожение интеллектуальной элиты, подавление национального самосознания народов, духа свободолюбия, господство велико­державной идеологии и практики.

Последствия: В результате пострадала, прежде всего, казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце граж­данской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы. В 1947 году Бекмаханов подготовил монографию «Казахстан в 20-40-е годы XIX века». Взгляды ученого были объявлены националистическими и по­литически вредными. 4 декабря 1952 года он был осужден на 25 лет и лишь после смерти И. Сталина, весной 1954 Е. Бекма­ханов вернулся в Казахстан. Таких случаев очень много.

Политическим обвинениям поверглись ученые А. Жубанов, Б. Сулейменов и другие. Многие выдающиеся ученые К.И. Сат-паев и М.О. Ауэзов из-за гонений были вынуждены уехать из Казахстана в Москву. Так страна потеряла очень много ученых и светил того времени.

На карте СССР появилась целая сеть ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения). Специальные управления ГУЛАГа объединяли многие ИТЛ в разных районах страны: Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Дальстрой НКВД/МВД СССР, Соловецкий ИТЛ (УСЛОН), Беломорско-Балтийский ИТЛ и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и др.

В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суро­вые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промыш­ленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. Чрезвычайно высокой была смертность от голода, болезней и непосильного труда. Слово и понятие ГУЛАГ активно вошло в русский язык с появлением книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», которая, несмотря на то что была впервые издана на Западе (1973), очень широко распро­странялась в самиздате. «ГУЛАГ» стал синонимом лагерей и тюрем советского тоталитарного режима.

Опираясь на приведенные архивные данные ОГПУ—НКВД—МВД СССР, можно сделать промежуточный, но, как представ­ляется, весьма достоверный вывод: в годы сталинизма по политическим мотивам было направлено в лагеря и колонии 3,4-3,7 млн. человек.