logo
Лекции по истории

Царская власть и сословно-представительные учреждения в XVI - XVII вв.

В российском политическом строе, как уже отмечалось, ведущей тенденцией политического развития было усиление самодержавия, его бюрократической и военной мощи, однако еще живы были традиции земских вольностей, самоуправления, высшие слои сохраняли некоторые права, существовали представительные учреждения. В условиях незаконченной централизации, сохранения удельных традиций, несложившейся системы управления и слабых экономических связей внутри страны царская власть нуждалась в поддержке сословий, функционировании традиционных форм власти.

Весь правящий класс допетровской России представлял собой иерархию чинов, вершину которого составлял Государев двор дворцовое ведомство, которое с расширением государства складывается в самостоятельный социально-политический институт (отмирает в начале XVIII в.). Он представлял собой сословную организацию верхних слоев правящего класса, из которых черпались кадры управления высшего уровня для гражданской и военной администрации. Государев двор имел четкое деление по чинам, фиксировавшееся в специальных учетных документах Разрядных книгах, Боярских книгах и Боярских списках. Родовитость и знатность представляли собой важнейшее условие назначения на должность соответствующего уровня, закрепленное в системе местничества (отменено в 1682 г.).

Боярская Дума “собирательная, сословная, общеземская”, старинная привычная власть (В.О.Ключевский): бывшие удельные князья, бояре. В политической системе Московского государства именно Дума была главным учреждением, которая отражала динамику процесса централизации власти и управления.

Первоначально служилое сословие в целом еще не было закрыто, в его среду был открыт доступ из тяглых слоев населения и, наоборот, допускался выход из служилых людей в тяглое сословие. В низшую категорию служилых людей “по прибору” входили стрельцы, пушкари, солдаты. Однако уже в XVII в. произошло резкое разграничение между ними и служилыми людьми “по отечеству”, что означало новый шаг в консолидации правящего сословия. Высший слой его составляли прежде всего думские чины члены Боярской Думы: бояре, окольничие, думные дьяки и думные дворяне, а также чины Государева двора конюший, печатник, оружейничий, ловчий, стольники и стряпчие, постельничьи, московские дворяне и жильцы.

Боярская Дума делила функции управления с великим князем, в качестве учреждения она занимала промежуточное положение между монархом и всей системой административных учреждений: приказов и органов местного управления. В компетенцию Боярской Думы входили наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики, контроль над административным и судебным аппаратом. Историки склоняются к определению Боярской Думы как совещательного органа при государе, своего рода совета, деятельность которого выражалась известной формулой “государь указал, и бояре приговорили”. По существу, Дума была высшим консультативным и законосовещательным органом Московского государства, центром царской администрации и суда.

Высшее сословие было единственным социальным слоем, сохранявшим некоторые права и привилегии в государстве. С этой точки зрения в отечественной историографии переоцениваются некоторые аспекты борьбы боярской аристократии с утверждающимся самодержавием (В.Б.Кобрин, Н.Я.Эйдельман). С одной стороны, ожесточенная борьба за власть боярских группировок приводила к ослаблению государства и представляла угрозу его стабильности, но с другой, она противостояла самодержавию, ограничивала произвол монарха. Отметим наиболее значительные периоды боярских правлений в Московской Руси. В царствование Ивана Грозного 1538 гг. при матери малолетнего царя Елене Глинской, конец 40 - начало 60-х гг. правительство Избранной Рады; 1606 - 1610 гг. правление "боярского царя" Василия Шуйского; 1610 - 1612 гг. ­“семибоярщина”. Весьма весомым был голос Боярской Думы при молодом царе М.Романове (1613-1645 гг.), особенно до возвращения из польского плена в 1619 г. патриарха Филарета, который стал фактическим соправителем сына. Особого внимания заслуживает деятельность Избранной Рады. В правительство входили князья Курбский, Курлятев, Воротынский, Одоевский, Серебрянный, бояре Шереметевы, Висковатый, митрополит Макарий, священник Сильвестр, думный дьяк Алексей Адашев. Избранная Рада провела столько масштабных и значимых реформ, сколько не видело ни одно десятилетие русской истории:

Реформы были направлены на преодоление удельных традиций, централизацию и укрепление русского государства, однако они не были реализованы в полной мере: не было еще развитого правительственного аппарата, который смог бы проводить их в жизнь, углублялись противоречия с царем, – в итоге правительство Избранной Рады пало, а его политика заменяется опричниной.

Василий Шуйский (1606-1610 гг.) при вступлении на престол дал так называемую “крестоцеловальную запись”: царь обязывался не подвергать опале и не казнить “всякого человека, не осудя истинным судом с бояры своими” (символично, что этот принцип, ограничивший произвол монарха, зафиксирован и в английской Великой хартии вольностей 1215 г. основополагающем документе европейской демократии).

Боярская аристократия была, вероятно, единственной силой, еще способной противостоять самодержавию. Потому понятно стремление царской власти к изменению первоначального состава Боярской Думы (бояр из среды землевладельческой знати, преимущественно княжеских фамилий) за счет привлечения менее знатных представителей боярства и дворянства. В ее работе все более широкое участие принимали представители думного дворянства и думного дьячества, чье благополучие целиком и полностью зависело от милости великого князя, а не обеспечивалось сословными правами. На протяжении XVI - XVII вв. “родовое начало в Боярской Думе постепенно вытесняется служилым” (В.О.Ключевский) формирующейся высшей бюрократией. Борьба боярской аристократии и абсолютизма завершается к концу XVII в. победой последнего, что приводит к падению Боярской Думы и созданию высшего правительственного учреждения нового типа Сената (1711 г.), принципы формирования которого и отношения с самодержавием были уже иными.

Наряду с Боярской Думой стержнем политической системы Московской Руси являлись центральные административные учреждения приказы.

Приказная система складывалась стихийно, постепенно с конца XV до второй половины XVI вв., вырастая из учреждений великокняжеского двора по мере расширения территории и приспособления к решению новых задач. Сложная и пестрая приказная система (в конце XVII в. насчитывалось до 40 постоянных и столько же временных приказов: Челобитный, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Посольский, Разбойный, Сибирский и др.) по оценке историков была громоздка, неоперативна, но достаточно эффективна: ей удавалось обеспечить жизненно важные для государства внутри и внешнеполитические функции, были свойственны надежность, жесткий контроль за финансовыми ресурсами, развитое делопроизводство. Но при этом вся административная деятельность регламентировалась обычаями и прецедентами, а не правовыми нормами; исполнители самостоятельно определяли темпы проведения и конкретные формы политики в зависимости от того, насколько они сами были в этом заинтересованы. Понятно, что с утверждением самодержавия приказная система была ликвидирована, а принципы деятельности административного аппарата были коренным образом изменены.

Во времена Избранной Рады были созданы центральные и местные сословно-представительные органы. Правительство в неоднократно привлекало к обсуждению важнейших государственных вопросов не только Боярскую Думу и Освященный Собор (высшие иерархи церкви во главе с митрополитом), но и представителей других сословий. Так рождаются Земские Соборы, которые были восприняты европейцами как парламентские органы. Но по сравнению с европейскими парламентами Земские Соборы в России возникли и функционировали в более позднее время и играли менее значительную роль.

История Земских Соборов охватывает немногим более 100 лет: впервые он созываются в 1549 г., последний раз в полном составе собирался в 1653 г. В них были представлены следующие элементы: Освященный собор, Боярская Дума, выборные люди от дворянства, выборные от посада (на местах в работе земских учреждений принимали участие и представители черносошных крестьян). Соборы, как правило, созывались царской администрацией для решения принципиально важных вопросов внутренней и внешней политики:

Важное значение играли сословно-представительные органы в годы Смуты (1598 - 1613 гг.) и после нее. Соборы 1598 г. и 1613 г. сыграли роль учредительной, законодательной власти, избрав на царство после пресечения династии Рюриковичей новых царей – Бориса Годунова и Михаила Романова.

Из девяти последующих патриархов наиболее известны Гермоген (1606 - 1612 гг.), пламенно призывавший народ в годы Смуты к борьбе против поляков и мученически погибший; Филарет (1619 - 1633 гг.), отец первого царя из династии Романовых, много сделавший для стабилизации страны после Смуты.

В 1611-1612 гг., когда русское государство стояло на пороге гибели, а правящая боярская элита, устранив самодержавие, не сумела вывести страну из кризиса, совершенно особое место занимала деятельность Совета всея земли, взявшего на себя функции верховного правительственного органа (в Нижнем Новгороде, затем Ярославле). В Совете по аналогии с Земскими Соборами были представлены духовенство (митрополит Кирилл) и боярство, выборные от дворян и посада, думные чины, казаки, даже татарские князья и мурзы. Он возглавил патриотическое движение, руководил первым и вторым народными ополчениями, освобождением Москвы от поляков в октябре 1612 года. Он же в феврале 1613 г. созывает в Москве Земский Собор для избрания нового царя. То есть спасением государственности и независимости страны, началом выхода из глобального кризиса Смутного времени Россия обязана деятельности демократических, сословно-представительных органов.

В 1613-1622 гг. Соборы работали практически непрерывно, так как еще не окрепшая после кризиса монархия нуждалась в поддержке и одобрении своих действий со стороны широких слоев населения. Продолжались крестьянские восстания, завершались войны с Польшей и Швецией, необходимо было восстанавливать сильно подорванное хозяйство страны, пополнять казну, укреплять военные силы.

По мере выхода из кризиса и усиления самодержавия значение сословно - представительных органов падает, и к концу XVII в. практика созыва Земских Соборов практически прекращается. Так же, как и Боярская Дума, Соборы были окончательно ликвидированы Петром I.

Еще В.О.Ключевский писал о том, что в отличие от европейских парламентов, Земские Соборы в России не столько ограничивали монархию, сколько служили ей. Они созывались и готовились государевой администрацией, их права и сроки созыва не подкреплялись законами, большая часть участников назначалась. Решения Соборов не были обязательными для правительства, тем более царя. Так, во времена Алексея Михайловича Соборы после обсуждения вопросов подавали царю челобитные, которые заканчивались заявлением: “мы думаем так-то и то-то, а впрочем во всем твоя государева воля”. А.Н.Медушевский полагает, что говорить о сословно-представительной монархии в России XVI - XVII вв. можно лишь с формально-юридической точки зрения. Д.Н.Альшиц в своих оценках более категоричен.

Приводя в пример расправу, учиненную Иваном Грозным над участниками Собора 1566 г., подавшими челобитную против опричнины (всех постигли самые лютые наказания четвертование, урезание языков, пытки и тюрьма), казни членов Боярской Думы (в годы опричнины ее численность сократилась в 3 раза), он пишет о том, что если сословно-представительная монархия в России была, то с “обезъязыченными Земскими Соборами и обезглавленной Боярской Думой”.

История сословно-представительных органов Московской Руси неоднозначна. С одной стороны они не имели ни возможностей, ни юридически закрепленных прав реально ограничивать самодержавие, с другой приобретали большое влияние и даже учредительные функции в кризисные периоды. Имело значение и то, что в допетровской Руси абсолютизм еще не обладал сильным управленческим аппаратом и достаточной военной и полицейской мощью, окончательно искоренить земские традиции и сословные права он еще не в силах, хотя эта задача на следующем этапе будет выполнена.

Тенденция на усиление самодержавия, безусловно, была ведущей в политической жизни Московской Руси. Самая крупная попытка установления самодержавия в XVI в. была предпринята Иваном Грозным. В начале 60-х гг. он подвергает опале Избранную Раду и вводит опричнину (1564-1572 гг., но фактически политика проводится вплоть до смерти царя). В историографии существуют разные версии о целях и смысле опричнины (завершение централизации, удар по удельным традициям и привилегиям боярства и пр.), но в контексте нашей темы это хорошо продуманная и организованная политика обеспечения единовластия, утверждения самодержавия. Реформы управления и военного строя не создали еще такой военно-бюрократической машины самодержавия, которая возникнет в конце XVII – нач. XVIII вв. Грозный попытался создать опору своей личной власти: опричное войско и опричные приказы, которые заменили на этом этапе бюрократию, полицию и армию. Убежденный самодержец, царь подавлял и уничтожал всех возможных противников самодержавия, этим объясняется размах массового террора и казней. Террор был направлен не только против боярства, но и церкви (убийство митрополита Филиппа Колычева), городского населения (погром Новгорода 1570 г.), дворянства. Одновременно подавлялись, хотя и не ликвидировались окончательно, сословно-представительные органы.

Грозный нанес сокрушительный удар по сословным правам, земским традициям самоуправления, после него процесс становления самодержавия пошел очень быстро.

После Грозного, особенно в годы Смуты, самодержавие в известной степени было ослаблено. Но после преодоления последствий Смуты первые Романовы: Михаил Федорович, особенно Алексей Михайлович (1645 - 1676 гг.), Федор Алексеевич (1676 - 1682 гг.) - действовали в том же направлении, что и Иван Грозный, т.е. проводили политику, приводившую к укреплению самодержавной власти монарха:

Все это закрепляло тенденцию на все большую независимость царской власти от общества, на закрепление самодержавия. Наметившиеся у истоков формирования российской государственности направления социально-политической эволюции подготавливают утверждение абсолютизма в Петровскую эпоху и, во многом, обуславливают его дальнейшее развитие.

Восемнадцатый век в мировой, европейской и российской истории в целом продолжил те основные тенденции, которые определились в ХVI - ХVII вв. Прежде всего, это дальнейшее развитие мировых производительных сил, все более активная интеграция, т.е. вовлечение национальных экономик в мировое хозяйство. Этот процесс стимулировался падением эффективности феодальных хозяйств и зарождением капиталистических отношений, а с другой стороны великие географические открытия создавали новые возможности для решения внутренних задач через использование потенциала как общественного, так и территориального разделения труда. Новые страны втягиваются в орбиту мировой истории и политики, цивилизационного взаимовлияния. Вместе с тем усиливается экономическая и политическая неравномерность в их развитии.

Ведущим направлением в развитии социально-политической истории стран становится секуляризация, что в самом широком смысле означает вытеснение влияния церкви в прежних масштабах из всех сфер общественной жизни . Главная роль в регулировании общественных отношений закрепляется за светскими институтами и прежде всего, за государством, которое приобретает характер абсолютистского. В европейскую историю восемнадцатого века входят многочисленные войны, Великая французская революция (1789-1794 гг.), война за независимость в Северной Америке (1775-1783 гг.).

Российская модернизация в XVIII в. - это процесс развития буржуазных отношений, сближавший Россию с Европой и ставший необратимым с проведением реформ 60-х гг. XIX века. Внешнеполитические обстоятельства XVIII века определяли характер внешней политики России. Ее потребности в значительной степени объясняют ход внутригосударственного регулирования в политической, экономической и социальной сферах. При этом еще более усиливается централизация государственной власти. Этот процесс принято называть становлением абсолютизма.

Политическая ситуация в стране в условиях дальнейшей централизации власти в немалой степени зависит от личности монарха. Первая четверть XVIII века в России прочно связана с именем Петра I (самостоятельное правление - с 1689 г.). После смерти Петра I в 1725 г. императрицей была провозглашена Екатерина I (1725 - 1727 гг.) После ее смерти в 1727 г. императором становится двенадцатилетний внук Петра I Петр П Алексеевич, который в 1730 г. умер, и с ним пресеклась мужская линия дома Романовых. На царствование была приглашена племянница Петра I Анна Иоанновна (1730 - 1740 гг.), выданная замуж за герцога Курляндского и рано овдовевшая. Она завещала престол своему внучатому племяннику, двухмесячному Иоанну Антоновичу. Его отец, герцог Браунщвейгский, был назначен генералиссимусом русской армии, а мать - правительницей. Елизавета Петровна, дочь Петра, с помощью гвардии свергла все это семейство и царствовала в 1741 - 1761 гг. Она завещала престол племяннику, сыну Анны Петровны, герцогу Голштинскому Петру- Ульриху, который был привезен в Россию в 1742 г., затем крещен и женат на принцессе Софье-Фредерике-Августе -Ангальт-Цербстской, нареченной при крещении в православие Екатериной Алексеевной. Петр III находился на престоле полгода , был вынужден подписать акт об отречении. На престол взошла Екатерина П и правила с 1762 г. по 1796 г . Последние четыре года восемнадцатого века правил Павел I, сын Петра III и Екатерины II , но был убит в заговоре в 1801 г. Вопрос о замещении престола был трудно предсказуем, что давало поводы для борьбы за него различных группировок и интриг иностранных дворов.

; Никон (1652 - 1658 гг.), предпринявший реформу в Церкви.

Установление патриаршества благотворно сказалось на ходе церковных дел и существенно усилило права и авторитет главы Церкви, в т.ч. и перед светской властью. В XVII веке патриархи уделяли особое внимание развитию церковного книгопечатания, просвещению, укреплению благочиния.

Глубокой национальной трагедией стал старообрядческий раскол, вызванный, как полагают многие исследователи, главным образом, исправлением богослужебных книг, обрядов и икон. Реформа, начатая Никоном с благой целью приведения книг и богослужебной практики в соответствие с греческими (они считались единственно верными), проводилась поспешно и сопровождались грубыми выпадами против сомневающихся в её целесообразности. Православное сознание массы верующих не успевало понять и убедиться в обоснованности предлагаемых изменений: совершать крестное знамение не двумя, а трем пальцами; совершать обрядовые круговые действия против часовой стрелки, а не по ней; не поклоняться иконам, писаным с отступлением от установленных канонов и т.п. Многие русские люди того времени увидели в этих обрядовых изменениях отход от истинной православной веры. Однако Большой Московский Собор 1666-1667 годов одобрил реформы Никона и осудил придерживавшихся старых обрядов.