Лекция 2. Праславяне. Древнерусское общество и государство в IX - XV вв.
Проблемы происхождения народов, этнических общностей относятся к числу наиболее сложных. Как правило, начало складывания этнических общностей связано с отдаленными эпохами первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность.
Известно, что главным отличием одной этнической общности от другой является язык. Поэтому современная наука делит все народы, проживающие на Земле, на большие языковые семьи. На территории Российской Федерации и Содружества Независимых Государств проживают народы индоевропейской, уральской, алтайской, кавказской языковых семей.
Одна из крупнейших - индоевропейская языковая семья. К ней относятся романская, германская, балтийская, славянская, иранская группы. Ученые полагают, что народы индоевропейской семьи ведут свое начало от одного праотца - арийцев. Арийцы в незапамятные времена жили в Азии, на Иранской возвышенности. С течением времени арийцы двигались на юг, запад. Постепенно они расселились на территории современного Ирана, Малой Азии, Южной и Восточной Европы, Центральной Азии и Индостанского полуострова. Во II тысячелетии до н.э. они сформировали единую культурную общность, которая соответствовала индоевропейской семье. Впоследствии эта семья распалась на несколько групп: романскую (от нее произойдут французы, итальянцы, испанцы, румыны, молдаване), германскую (немцы, англичане, шведы, датчане, норвежцы), иранскую (таджики, афганцы), балтийскую (латыши, литовцы), славянскую (русские, украинцы, белорусы).
Другая большая языковая семья - уральская. Она делится на финно-угорскую и самодийскую группы. Народы финно-угорской группы (финны, эстонцы, карелы, удмурты, марийцы, коми, мордва и др.) издавна занимали территорию северной половины Восточно-Европейской равнины - между Балтийским морем и Уралом, оттуда ее племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь. Народы самодийской группы (ненцы, нганасаны, селькупы) занимают тундровые районы европейской части страны и Западной Сибири, низовья Енисея, юг Таймыра.
В состав алтайской семьи входят тюркская (чуваши, татары, башкиры, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, казахи, узбеки и др.), монгольская (буряты, калмыки), тунгусо-манчжурская (эвенки, эвены и др.) группы. С историей восточных славян тесно связана история тюркских народов. Прародиной тюркских народов являются степи Центральной Азии. В начале железного века они проникают на север, в Сибирь, к Уралу, в Среднюю Азию, на Кавказ. В эпоху великого переселения народов они начали свое продвижение в Восточную Европу и далее на запад.
В горных ущельях Северного Кавказа со времен бронзового века живут народы кавказской языковой семьи. В ее состав входят картвельская (грузины), абхазско-адыгская (абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы) и нахско-дагестанская (чеченцы, ингуши, аварцы, даргинцы, лезгины и др.) группы.
- Лекция №1 Введение
- Лекция 2. Праславяне. Древнерусское общество и государство в IX - XV вв.
- Античное наследие в эпоху Великого переселения народов
- Восточные славяне в догосударственный период
- Основные этапы становления государственности
- Норманнская проблема
- Особенности социального строя Древней Руси
- Государственность Древней Руси
- Крещение Руси
- Период Киевской митрополии.
- Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.
- Русь и Орда: политика взаимовлияния
- Лекция 3.
- Основные этапы объединения
- Период автокефалии (1448 - 1589 гг.)
- Исторические корни и особенности российского самодержавия
- Царская власть и сословно-представительные учреждения в XVI - XVII вв.
- Синодальный период (1721 -1917 гг.)
- Россия в контексте европейской внешней политики
- Экономическое и политическое развитие России
- Характер территориального расширения Российского государства
- Формирование территории Российской империи
- Национальная политика в России
- Лекция 4. Российская империя в XIX в.
- Российская империя: выбор пути
- Правление Александра I: борьба либеральной и консервативной тенденций
- Правление Николая I : политика консерватизма
- Правление Александра II: время преобразований
- Правление Александра III: время контрреформ
- Консервативно-монархическое движение
- Декабристы
- Либерализм в России
- Революционные течения
- Распространение марксизма в России
- Лекция 5.
- XX век в мировой истории
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Лекция 6. Россия в начале XX века
- Особенности социально-политического строя России
- Формирование политических партий. Революция 1905 - 1907 гг.
- Политическая система”
- Лекция 7. «русская смута» 1917 - 1920 гг. Образование ссср.
- Причины
- I Мировой войны
- Россия в I мировой войне
- Периодизация войны
- Возникновение
- Экономического и
- Общественно-политического
- Кризиса в стране
- Февральская революция и свержение самодержавия
- Общественно-политическая обстановка в стране после Февральской революции
- Политические партии и политическая борьба в феврале - октябре 1917 г.
- Победа Октябрьской революции.
- Партия большевиков у власти:
- Первые социалистические
- Преобразования
- Гражданская война
- Новая экономическая политика
- Лекция 8. Установление тоталитарного режима в ссср
- Сталинский вариант модернизации страны. Курс на построение социализма
- Послевоенное развитие ссср
- Лекция 9. Ссср во второй мировой войне
- Причины и характер Второй мировой войны
- Начало войны в Европе.
- Великая Отечественная война
- Антигитлеровская коалиция
- Лекция 10. Ссср в годы послевоенного развития
- Реформирование экономики
- Преобразования в социальной сфере
- Процесс десталинизации
- Внешняя политика
- Кризис хрущевских реформ
- Лекция 11. Ссср в период «развитиго социализма»:
- Политический курс л.И. Брежнева
- Экономические проблемы
- Социальные проблемы
- Политическая система
- 60 - 80-Х годов
- Внешняя политика
- Лекция 12. «перестройка» в ссср
- В ссср (1985 - 1991 гг.)
- Внутренняя политика России: трудности и противоречия
- Внешняя политика
- Лекция 13. Российская федерация
- Социально - политическое развитие страны
- Внешняя политика в 1991 - 2000 гг.
- Россия в конце XX начале XXI века
- Хронологическая таблица
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Учебно-методические разработки