logo
Лекции по истории

Правление Александра I: борьба либеральной и консервативной тенденций

Император Александр I (1801 - 1825 гг.) не мог не считаться с духом времени, влиянием идей Великой Французской революции, он первым в России XIX столетия пробовал свои силы в поисках ответов на возможности усиления европейского влияния на развитие экономических и социальных процессов в России. Начало его царствования были эпохой обновления и либеральных реформ. Александр I восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам, ликвидировал Тайную экспедицию Сената, объявил частичную амнистию, снял ограничения на въезд и выезд из страны, на торговлю с Англией и т.п. Под председательством императора был учрежден негласный комитет, задачей которого было рассмотрение общего плана государственных преобразований. В комитет вошли единомышленники Александра I: князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, граф В.П. Кочубей, граф Н.Н. Новосильцев, разделявшие обширные надежды и замыслы царя. На заседаниях комитета в 1801 - 1805 гг. обсуждался род проекта Конституции с определением “атрибутов верховной власти”, ее обязанностей, прав подданных и четырех государственных сословий. Особое значение придавалось обсуждению вариантов освобождения крестьян, при этом было решено придерживаться принципа постепенности.

В первый же год царствования Александра I была запрещена передача населенных крестьянами государственных земель частным владельцам, продажа крепостных крестьян без земли. Указ от 12 декабря 1801 г. разрешил всем свободным людям приобретать в собственность незаселенные земли, тем самым лишив дворян многовековой монополии владения сельскохозяйственными угодьями. Закон “о вольных хлебопашцах” (февраль 1803 г.) позволил помещикам отпускать на волю за выкуп своих крестьян или общины с землей. Таким образом, был заложен способ массового прекращения крепостного состояния крестьян по инициативе помещиков, представлявший поворот к развитию буржуазных отношений в деревне. Вольные хлебопашцы вместе с прежними однодворцами образовали бы ядро нового среднего сельского сословия лично свободных крестьян. Однако помещики не спешили воспользоваться этим предложением власти, за годы царствования Александра I вольными стали только менее полупроцента всего крепостного населения России. В 1804 - 1805 гг. начинается первый этап аграрной реформы в Прибалтике (отмена крепостного права).

В 1802 г. устаревшие петровские коллегии были заменены современной европейской формой - министерствами, учреждался Комитет министров для совместного обсуждения дел государственного управления. Министерства сыграли важную роль в упорядочении и централизации бюрократической системы, на которую опиралось самодержавие. Сенат получил статус высшего судебно-административного органа. В 1803 г. была проведена реформа народного просвещения, создавшая новую структуру и систему управления для его среднего звена.

К осени 1809 г. М.М. Сперанский подготовил проект конституционных преобразований российского самодержавия. В основе предложенной реформы лежал принцип разделения властей: законодательная власть концентрировалась в Государственной думе, исполнительная - в министерствах, судебная - в Сенате. Структура государственного управления связывалась с императором через Государственный совет, Государственную канцелярию, Госсекретаря. Первое заседание Госсовета состоялось 1 января 1810 г. Созыв Государственной думы не состоялся.

В 1812 г. армии Наполеона вторглись в Россию. Война с Францией была провозглашена Отечественной и привела к небывалому патриотическому подъему в обществе. Армия и народ шли на любые жертвы во имя победы. Всенародное сопротивление врагу обеспечило победу России в войне. Росту престижа и роли страны на международной арене способствовали заграничные походы 1813 - 1814 гг. Александр I становится одним из инициаторов создания Священного союза, объединившего европейских монархов с целью поддержания политической стабильности, защиты монархии. Правительство же, в 1815 - 1825 гг. идет на усиление консервативно-охранительных начал в государстве. Крестьянство России не получает ожидаемой свободы; интеллигенция и прогрессивно настроенное дворянство не дождались конституции.

После Отечественной войны 1812 г. русское общество испытывает необыкновенное политическое и нравственное возбуждение, растет число сторонников преобразований среди дворянства.

Проведение правительственных реформ после войны было перенесено в западные губернии страны. Так, в мае 1815 г. была дарована Конституция Польше, Сейм и конституционное устройство действовали в Финляндии. В 1816 - 1819 гг. царь подписал положения об отмене крепостного состояния крестьян в Прибалтике.

Разработка реформ непосредственно для России проводилась в условиях строжайшей секретности. В начале 1819 г. Н.Н. Новосильцев подготовил проект Конституции - “Уставную грамоту Российской империи”. В проект вошли положения о представительных органах, о разделении властей, равенстве всех граждан перед законом, были строго очерчены границы власти императора, государственное устройство базировалось на принципе федеративности. “Грамота” не была обнародована. Подобная судьба постигла и новые проекты крестьянской реформы, разработанные Н.С. Мордвиновым, А.А. Аракчеевым, Д.А. Гурьевым, Е.Ф. Канкриным.

Реформаторский пыл императора ослабевает. В этот период первое место в окружении государя занимает А.А. Аракчеев, с именем которого связаны жестокие меры против народных движений, введение военных поселений, создание системы тайной полиции, реакция в области просвещения. Самодержавие, отойдя от реформ, избирает путь реакции.

По каким же причинам не состоялась первая в России XIX столетии “революция сверху”? Все попытки преобразований Александра I столкнулись с могучей оппозицией со стороны дворянства и бюрократического аппарата. Александр I не увидел тех сил, на которые можно было опереться, осуществляя преобразования. Оторванность верховной власти даже от дворянства не позволила императору увидеть потенциальных союзников в проведении реформ и привели его к заключению, что преобразования в России “некем взять”. Реформы не состоялись и в силу российской небуржуазности и слабости третьего сословия. Тем не менее, в итоге преобразовательной деятельности первых двух десятилетий XIX столетия были сформулированы конституционные принципы государственного устройства, нашедшие воплощение в реформах последующих лет.