logo
Лекции по истории

Период Киевской митрополии.

В 988 году Киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи. Одним из его условий было принятие Владимиром христианства, что и было исполнено. В августе 988 г. (по версии ряда историков - 1 августа 990 г.) состоялось массовое крещение киевлян - язычников в речных водах. Крещение совершали византийские (греческие) священники. После этого христианство стало укореняться в Новгороде, Ростове, Суздале, Муроме и других центрах Киевского государства. В правлении князя Владимира (умер в 1015 г.) огромное большинство населения Руси приняло христианство. Этот процесс шёл не гладко, исследователям известны факты сопротивления новой вере.

Христианизация Руси сопровождалась активным храмостроительством. Одновременно оформлялась и церковная организация: в храмах совершали богослужение священники и диаконы, в крупных городах - Новгороде, Владимире-Волынском, Чернигове, Переяславле, Белгороде, Ростове Великом - располагались резиденции епископов, а в Киеве находился митрополит, посвящаемый Константинопольским патриархом. Таким образом, в первые века своего существования Русская Церковь была митрополией, находящейся в юрисдикции Константинопольского патриарха, хотя и обладала широкой автономией.

Киевские князья привлекали митрополита и епископов к участию в государственных делах. Иерархи Церкви направляли своё влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, нравственное воспитание народа и насаждение просвещения. Своим авторитетом они нередко мирили князей в дни междоусобиц. Решительно искоренялись крайние и темные стороны язычества: запрещалось приношение человеческих жертв, ритуальные убийства жён или рабынь после смерти их мужей или господ, укреплялась парная семья, осуждались те народные развлечения, которые уводили человека в мир грубых чувственных развлечений, сопровождались пьянством и драками.

Церковь соучаствовала в создании общерусского законодательства, способствовала смягчению системы наказаний, развивала стремление к милосердию.

Благодаря ей были возведены великолепные памятники архитектуры и живописи, среди которых сохранившиеся до сих пор Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Новгороде. Распространялась письменность: в 1025 году Ярослав Мудрый открыл в Новгороде духовное училище и есть основания предполагать, что подобные школы существовали и при других архиерейских кафедрах. На Русь буквально хлынул поток духовной литературы, при монастырях и княжеских домах стали формироваться библиотеки, появилась и своя, оригинальная православная литература. Развивалось летописание, в котором древняя история Руси неразрывно увязывалась с библейской картиной сотворения мира и развития человечества.