logo
Лекции по истории

Норманнская проблема

Норманнская проблема в отечественной историографии - это проблема реального участия и роли варягов в создании и развитии древнерусского государства или славяно - скандинавских связей. Начало дискуссии по норманнскому вопросу было положено в XVIII в. исследованиями работавших в России немецких ученых Г.З.Байера, Г.Ф.Миллера, А.Л.Шлецера. На основании летописных и других источников, они впервые сделали вывод о том, что название “Русь” и великокняжеская династия Рюриковичей - скандинавского происхождения, и само государство было создано ими. В условиях “бироновщины” подобные выводы были восприняты как обоснование теории норманнского завоевания славян, неспособности последних к созданию своей государственности. Это, в частности, вызвало резко отрицательную оценку М.В. Ломоносова. В к. XVIII - XIX вв. политическая острота дискуссий стерлась, мирное призвание варягов и их участие в образовании древнерусского государства признавали все крупнейшие русские историки: М.Н. Карамзин, М.П. Погодин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Показательно и то, что празднование 1000-летия России состоялось в 1862 г., и в честь этой даты в Новгороде был торжественно открыт памятник. Но противостояние норманистов и антинорманистов все же сохранилось. Особенно оно обострилось в 30-40-е годы нашего века в силу чисто политических причин: в ответ на гитлеровскую пропаганду, использовавшую факт о призвании варягов для обоснования превосходства “арийской расы”, а также после Великой Отечественной войны, когда в стране развернулась борьба с “космополитизмом” и преклонением перед “иностранщиной”. В результате был возрожден “вульгарный” антинорманизм - он становится генеральной линией советской историографии. То есть, чисто научная и даже второстепенная для выяснения генезиса государственности проблема о происхождении названия “Русь” и правящей династии, активно использовалась для целей, очень далеких от науки. Современными исследователями решается задача преодоления этого непростого наследия, возвращения дискуссии в пределы науки, выработки взвешенных и обоснованных ответов на поставленные вопросы.