logo
Лекции по истории

Внутренняя политика России: трудности и противоречия

Власть в России сосредоточилась в руках Президента и Верховного Совета Российской Федерации. Статус России как независимого, самостоятельного государства не привел к подлинной независимости и самостоятельности. Страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни системы внешнеэкономического регулирования, были исчерпаны золотые и валютные запасы. В этих условиях Б.Н. Ельцин сам возглавил правительство, став одновременно Президентом и премьер-министром.

В области внутренней политики руководство России определило несколько приоритетных задач, одна из них - глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования. Программа радикальных, либеральных по характеру реформ была одобрена российскими властями осенью 1991 г. Ее разработку и реализацию связывают с именем Е.Т. Гайдара, занявшего в новом правительстве пост вице-премьера по экономике Экономические реформы ("шоковая терапия") включали три основных направления: либерализация большинства цен, свобода торговли и проведение приватизации жилья и предприятий. В течение 1992 г. было передано в частную собственность 24 тыс. предприятий, 15% торговой сети, создано 160 тыс. фермерских хозяйств. Проведение реформ шло болезненно, с большими издержками. Цены к концу 1992 г. выросли в 100-150 раз, инфляция составила 3000%, на 20% сократился национальный доход и промышленное производство, выросла безработица.

В 1993 - 1996 гг. социально-экономическия ситуация в России оставалась сложной и напряженной. Влияние ряда негативных факторов нашло отражение в снижении важнейших экономических, демографических и социальных показателей в стране. За период 1992 - 1995 гг. объем промышленного производства сократился на 8%; сельскохозяйственной продукции - на 53%; национального дохода - на 63%. Реальные доходы населения составили 40% в 1995 г. к уровню 1991 г. Росла преступность, произошло резкое расслоение общества по уровню дохода. Эти и другие негативные последствия перехода к рыночной экономике стали прочной тенденцией современного этапа модернизации.

Второй приоритетной задачей являлось оформление суверенной российской государственности. В России складывается политический кризис - противостояние законодательной (представительной) и исполнительной властей. Оплотом оппозиции правительственному курсу стал Съезд народных депутатов России и его Верховный Совет (председатель - Р.И. Хасбулатов). В декабре 1992 г. Съезд народных депутатов признал работу правительства неудовлетворительной, отправил Е.Т. Гайдара в отставку, утвердил новым премьер-министром В.С. Черномырдина. С его приходом началась корректировка правительственного курса в сторону более умеренного реформирования, что, однако, не привело к улучшению социально-экономической ситуации.

Референдум 25 апреля 1993 г., с одной стороны, подтверждал доверие большинства, принявшего участие в нем, Президенту, с другой стороны - не поддержал переизбрание Съезда народных депутатов.

21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о прекращении полномочий и роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о проведении в декабре выборов в новые органы власти - Совет Федерации и Государственную Думу. Руководство Верховного Совета России во главе с Р.И. Хасбулатовым и А.В. Руцким отказалось подчиниться Президенту, признав его действия неконституционными. Противостояние властей закончилось кровавыми событиями в Москве 3 - 4 октября.

После ликвидации Верховного Совета России, а затем и всей системы Советов президентская сторона предложила проект новой Конституции, в котором Президент сосредотачивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и был наделен существенными законодательными полномочиями. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное собрание (Государственную Думу и Совет Федерации), одновременно, по итогам референдума, была принята новая Конституция России. Это способствовало относительной стабилизации ситуации политической обстановки в стране. Однако результаты выборов свидетельствовали о значительном расколе в обществе, в политической жизни: КПРФ (коммунистическая партия России, Г. Зюганов), ЛДПР (либерально-демократическая партия России, В. Жириновский), Яблоко (Г. Явлинский) и др.

Третьей задачей руководства России стадо сохранение целостности России, предотвращение территориального распада России. Обострились межнациональные отношения в Российской Федерации. В 1991 г. автономные республики заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономии. В конце 1994 г. российские войска вступили на территорию Чечни. Началась затяжная кровопролитная война (1994 - 1996 гг.). Серьезным шагом на пути сохранения единства России стал подписанный в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации.

17 декабря 1995 г. состоялись выборы в новую Государственную Думу. Только четырем из 43 политических партий и объединений удалось преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы быть представленным в Думе: КПРФ, ЛДПР, “Наш дом - Россия”, “Яблоко”. 3 июля 1996 г. на второй срок президентства в острой борьбе был избран Б.Н. Ельцин.