logo
Лекции по истории

Лекция 3.

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В XIV-XV веках начинается процесс объединения русских земель и княжеств вокруг Москвы становится ведущим процессом в истории страны.

Предпосылки объединения

русских земель.

Возвышение Москвы

В XIV столетии в борьбу за объединение русских земель включаются Московское, Тверское и Нижегородско-Суздальское княжества Северо-Восточной Руси, а также Великое княжество Литовское. Хотя политика последнего в данном направлении расценивается по разному. Одни историки (В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнин) рассматривают её как военную экспансию с целью подчинения русских земель, другие - как альтернативный вариант развития государственности у восточных славян (Х.Ловмяньский, С.В. Думин).

Что способствовало процессу объединения страны? На какой основе оно шло? Почему во главе объединения встала Москва?

С начала XIV в. усиливается приток населения в Северо-Восточную Русь, особенно на её окраины, в том числе Тверское и Московское княжества. Рост населения, а также ’’тишина’’ в Русской земле, отмечаемая летописями, в годы, когда великим князем Владимирским был Иван Данилович Калита (1328-1340 гг.), способствовали хозяйственному подъёму во второй половине XIV в.

С притоком населения распахиваются заброшенные и новые земли, возникают починки - новые сельские поселения, деревни и сёла. Подъём захватывает города и городское ремесло. Идёт рост городов. К концу XIV в. в княжествах Северо-Восточной Руси было не менее 50 городов, т.е. в два раза больше, чем накануне нашествия Батыя. Возобновляется строительство городских укреплений и храмов. В Москве при Иване Калите Кремль обнесён новыми дубовыми стенами. Возрождается каменное зодчество. В 1326 г. в Москве построен первый каменный Успенский собор, а затем, тоже в княжение Ивана Калиты, ещё 4 храма. В 1367 г. Московский Кремль опоясывают белокаменные стены. В 1372 г. началось строительство каменного Кремля в Нижнем Новгороде.

Активизируется металлообработка, литейное и ювелирное дело. Литьём колоколов славились Тверь, Москва, Нижний Новгород. Налаживается чеканка монет в Московском, Тверском, Нижегородском, Ростовском, Ярославском, а позднее и в ряде удельных княжеств. В конце XIV в. на Руси появляется огнестрельное оружие, постепенно налаживается производство пушек.

Между княжествами устанавливаются более активные торговые связи. В большей степени (в сравнении с внутренней) развивается внешняя торговля с Прибалтикой, Скандинавией, Центральной и Западной Европой, а также с итальянскими колониями в Крыму и Востоком.

Возрождение старых и освоение новых земель способствовало росту частновотчинного землевладения: княжеского домена и боярской вотчины. Расширяются условные земельные держания (за службу и на период службы), которые в конце XV в. стали именоваться поместьями.

С XIV века быстро растёт церковное землевладение, особенно вотчины кафедр московского митрополита и епископов. Со второй половины XIV в. в Северо- Восточной Руси активно возникают монастыри нового типа - общежитийные. Общежитийные монастыри приходят на смену частным - ктиторским. Инициатором и проводником ’’монастырской реформы’’ был Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. Активными покровителями новых монастырей были Дмитрий Донской и его преемники, поскольку они являлись идеологическими и политическими проводниками объединительной политики московских князей. Во второй половине XIV в. было основано 35 монастырей, в их числе в Вологодском крае - Спасо-Прилуцкий (1371 г.), Успенский, Кирилло- Белозерский (1397 г.), Рождественский Ферапонтов (1398 г.) и другие.

Светское и церковное землевладение разрушало границы удельных княжеств, способствовало укреплению связей между ними. В то же время рост вотчин удельного боярства укреплял последнее, усиливал его сепаратистские стремления.

Определённое значение в выдвижении Москвы как центра объединения страны сыграли природно-географические факторы. Как Москва, так и её соперники - Тверь и Нижний Новгород, находились на Волжском торговом пути и являлись крупными центрами транзитной торговли. Тверь связывала Северо - Восточную Русь с Великим Новгородом, а через него - со странами Балтики. Москва - Северо-Восточную Русь с Западной и Юго-Западной Русью и Крымом. Нижний Новгород - один из крупнейших городов Восточной Руси - с Средним и Нижним Поволжьем и Востоком.

В Тверском княжестве господствовали тяжёлые глинистые почвы. Наиболее пригодные для земледелия территории шли узкой полосой по берегам Волги. Здесь концентрировалось основное население. Далее шли неосвоенные земли, часто с непроходимыми лесами и болотами.

Территория Московского княжества была более компактной, целостной, более удобной для земледелия. Здесь распространялись более тяжёлые средне-суглинистые почвы и супеси, переходящие на юге и юго-востоке в чернозёмные Тарусского и Мещовского ополий. С расширением границ княжества Москва приобрела частично и территории других чернозёмных ополий: Коломенского, Ростовского, Юрьевского, Владимировского, Стародубского. Это способствовало более активному притоку населения, росту производственных сил, углублению феодальных отношений, в конечном итоге - усилению московских князей.

До конца XIV века, смерти Дмитрия Донского (1389 г.), из Московского княжества выделился лишь один Боровско-Серпуховский удел, который получил младший сын Ивана Калиты Андрей и которым владели его потомки.

Тверское же княжество в середине XIV века дробилось на четыре части, между которыми шла ожесточённая борьба за стол великого князя Тверского с опорой одной группировки на Литву, другой - на Москву.

Нижегородское княжество, выделенное ханом Узбеком из Владимирского и объединённое с Суздальским (1341 г.), после смерти своего первого князя Константина Васильевича (1355 г.) распалось на четыре удела, доставшиеся его сыновьям.

Важным было и то, что с 1326-1328 гг. Москва стала центром русской православной церкви. В 1300 г., после очередного погрома ордынцами Киева, митрополит киевский Максим переселился во Владимир на Клязьме, а в 1326 г. в Москве скончался и был похоронен митрополит Пётр. Последний факт стал для последующих митрополитов основанием обосноваться в Москве. Иван Калита, понимая важность союза с церковью- политической силой общерусского масштаба, сделал всё, чтобы перенести и закрепить за Москвой митрополичий стол. Под давлением князя на Владимирском соборе митрополит Пётр был причислен к лику святых, а в 1339 г. канонизация его утверждена Константинопольским патриархом. В результате отмеченного ранее строительства (1327,1329-1333 гг.) Москва превзошла Тверь по количеству каменных храмов и укрепила право на роль религиозного центра Руси. В целом церковь играла весьма важную положительную роль в процессе объединения страны. Но нет оснований считать, что она неизменно и безоговорочно поддерживала политику московских князей, превозносить роль отдельных церковных деятелей (в частности, митрополитов Петра и Алексия, а также Сергия Радонежского) в процессе создания русского государства.

Среди московских князей XIV-XV вв. были решительны, деятельные и дальновидные политики: Иван Данилович Калита (1328 – 1340 гг.), его сын Семеон Иванович Гордый (1340 – 1353 гг.), Дмитрий Иванович Донской (1359 – 1389 гг.), его сын Василий I (1389 – 1425 гг.), Иван III (1462 – 1505 гг.).

Вместе с тем, конечно, не было никакой предопределённости в победе Москвы. Ей пришлось вести упорную борьбу за гегемонию в процессе объединения русских земель с Тверским и Нижегородским княжеством, а также с княжеством Литовским.

Таким образом, экономические предпосылки объединения Руси к XIV столетию ещё не сложились. Хозяйственный подъём второй половины XIV и более активный - второй половины XV вв. шли рука об руку и во многом обусловливались политическим развитием страны. На Руси активно шёл процесс феодализации, и объединение страны базировалось на феодальной основе. Главной силой объединения были феодалы, в первую очередь московское боярство и пополнявшие его ряды феодалы иных русских княжеств и других государств (Литвы, Золотой Орды, Византии), переходившие на службу к московским князьям. Из них формировались органы управления - Боярская дума, наместники, тысяцкие и т.д. Постепенно, особенно активно со второй половины XV в., расширяется круг мелких служащих феодалов - дворян (помещиков). Из феодалов формировалась княжеская дружина и сменивший её позднее княжеский двор.

Важной силой объединения были города, их ремесленное и торговое население. Русский город оставался феодальным. В них располагались княжеские столы с их административно- военным и хозяйственным аппаратом, многочисленное боярство с зависимой челядью и ремесленниками. Однако число городов умножается, многие из них обрастают значительными посадами, где жил торговый и ремесленный люд. В 70-е годы XIII в., как отмечает В.А. Кучкин, 11 из 14 княжеств Северо-Восточной Руси имели 1-2 города. К концу XIV в. в Тверском княжестве было 16 городов. Московские князья основали к этому времени 11 новых городов, всего же под властью Москвы находилось 45 городов. В Великом Новгороде и в Москве сложились замкнутые корпорации торговых людей. В последней - ’’cурожан’’ и ’’cуконников’’. Среди ’’гостей’’, наиболее богатых купцов, ведших внешнюю торговлю, имелись обладатели огромных состояний. Нижегородский гость Тарас Новосильцев 2 раза выкупал своего великого князя и однажды его жену из татарского плена, за что был пожалован боярством и стал казначеем князя. Известные Строгановы с конца XV в. осыпались правителями России пожалованиями и привилегиями за то, что их предок выкупил из плена Василия Тёмного. При полном господстве феодальных отношений на Руси многие представители торговой верхушки обзаводились вотчинами, превращались в феодалов, сливались с боярством.

Вместе с тем феодальный характер городов способствовал тому, что города - центры удельных княжеств становились оплотами борьбы против объединительной политики Москвы.

Союзником великокняжеской власти в процессе объединения, как отмечалось, была русская православная церковь.

Важнейшим стимулятором и ускорителем процесса объединения на Руси являлась внешняя опасность, грозившая стране со стороны немецких рыцарей и шведских феодалов на Северо-Западе, княжества Литовского и Польши на Западе и Золотой Орды на Юго-Востоке. Процесс объединения на Руси шёл рука об руку с борьбой за независимость страны, за свержение монголо-татарского ига.

Идёт идеологическое оформление идеи борьбы за независимость и идеи объединения страны. Уже в середине XIII в. в воинских повестях, сказаниях, слове, житиях звучит тема защиты Русской земли от монголо-татарских поработителей. Среди них ’’Слово о погибели Русской земли’’, ’’Повесть о разорении Рязани Батыем’’, проповеди Серапиона Владимирского, ’’Житие Александра Невского’’. Победа на Куликовом поле породила цикл сказаний о Мамаевом побоище, где патриотические идеи ещё более усилились. Центральное место среди них занимает ’’Задонщина’’, автором которой считают Софония-Рязанца. Идеи единства Руси и национального освобождения содержат и летописи, ведение которых возродилось в Северо-Восточной Руси в конце XIII - начале XIV вв. Нашли они широкое отражение также в живописи и зодчестве.

Аналогичным путём: на феодальной основе, в борьбе с внешней опасностью - шёл процесс объединения страны в Австро-Венгрии, Испании и ряде других государств Европы.